Целительство-знахарство-психотерапия. Народные диагнозы и МКБ-10.

Лет 200-300 назад научной психиатрии, психотерапии и психологии не было, а психические расстройства у человека известны на протяжении тысячелетий. И по законам рынка на возникновение спроса появляется предложение. Помощь таким людям оказывали, и, самое печальное, продолжают оказывать в огромных масштабах знахари, ведуны, целители, экстрасенсы – название  зависит от региональных особенностей. И естественно психические расстройства целителями шифровались-классифицировались по-своему, то есть ставились «народные диагнозы». Говоря о славянском целительстве, которому в буддизме соответствует шаманизм, в странах Востока подобным промыслом занимаются дервиши, мы можем говорить о языческой культуре разных народов. И естественно, одни и те же состояния в разных регионах и субкультурах имеют разные названия и трактования.

      И на сегодня каждому «народному диагнозу» находится соответствие в МКБ-10 (Международная Классификация Болезней 10-го пересмотра), так как оцениваются одни и те же клинические проявления. Единой государственной классификации специалистов «целительского» профиля не существует до сего времени, как это принято в современном  здравоохранении Российской Федерации, где, например, специальность вводится приказом министра здравоохранения. Специальность «психотерапия» в Советском Союзе впервые введена 31.05.1985 года. До этого времени психотерапевтическую помощь больные получали от «неспециалистов» - психиатров. Сегодня по приказам психотерапевт – это врач, окончивший лечебный  или педиатрический факультет, прошедший интернатуру (ординатуру) по психиатрии и дополнительную профессиональную переподготовку с сертификацией по психотерапии. Врач, не имеющий сертификата по психотерапии,не имеет права заниматься  видом деятельности по профилю «психотерапия», что существенно, по нашему мнению, ущемляет права и возможности врачей психиатров и наркологов.

Между тем, деятельность народных целителей практически ничем не регламентирована. Они опираются на знания и навыки, полученные «по наследству», и переданные ими прадедами, исходящие из языческого прошлого страны, тесно связанные со славянской мифологией. В исследуемую группу мы не включали целителей, получивших «дар» после прохождения различных курсов или  в результате «удара», «просветления» и болезней.
И если «народные целительские диагнозы» это часть языческой культуры, то видимо некорректно об них умалчивать или их отрицать. Ведь признаем же мы, а иногда и восторгаемся культурой народов майя, или античной культурой.
       В течение 20 лет (1988-2008) проводились  исследования несколько феноменов: кто и как становится народным славянским целителем в Читинской области и Республике Бурятия, какие «диагнозы»  ставят такие специалисты на основании каких признаков и каков механизм исцеления, в том числе такого заболевания вирусной этиологии, как вульгарная бородавка. Исследованию подверглись 52 целителя из них 37 женщин и 15 мужчин. Средний возраст 63,2 года. Ни один из них не имел диплома целителя, который по Федеральному Закону выдает руководитель регионального органа здравоохранения при наличии 2 документов: личного заявления и протокола ассоциации целителей. Этот промысел все 52 человека -100% получили по наследству. В 83%  случаев (43 человека)  право передано через поколение от бабушки к внучке или от деда к внуку из них  17 человек не прямые внуки, а внуки родных братьев и сестер целителей. Остальные прямые наследники – родные дети. Как правило, такого ребенка с детства приближают, он становится любимым и имеет возможность с детства соприкасаться с промыслом.
  Нами выделено несколько общих признаков:
- Целительством  разрешается заниматься в возрасте старше 45 лет. Это правило особенно строго соблюдается в отношении целителей-женщин.
- Нет фиксированного прейскуранта на услуги. Плата «взимается» в виде добровольных пожертвований, чаще всего продуктами питания.
- Нет  рекламы в средствах массовой информации.
- Работают постоянно по месту жительства, не гастролируют по регионам.
- В день принимают 2-3 человека, мотивируя тем, что «больше не могут», «тяжело».
- Отмецена устойчивая  вера населения в возможность получения помощи, исцеления а также высокий уровень эффективности.

 Самые часто встречаемые «народные диагнозы»:

- порчи
- сглазы
- изурочили
- самосглаз
- испуги
- хомуты, сделано на смерть
- у детей – грыжи, родимчики
- рожа, чирей, ячмень, бородавка
- отвороты, привороты («присушили»)
- бесы
Упомянутые нами народные целители и их клиенты были опрошены нами с целью установить клиническое соответствие данных диагностических «категорий» с принятыми в медицинском сообществе. Жалобы и признаки по которым ставились «народные диагнозы» с нашей точки зрения совпадают с психиатрическими клиническими описаниями и первые три категории «порчи», «сглазы» и «изурочили» соответствуют в МКБ-10 тревожным и астеническим расстройствам. «Самосглаз» – ипохондрические расстройства. «Испуги» – острая реакция на стресс и посттравматические стрессовые расстройства. «Хомуты», «сделано на смерть» – депрессивные расстройства.  «Бесы» – психические расстройства психотического уровня. «Грыжи» и «родимчики» – последствия перинатальных энцефалопатий, травм во время беременности и родов.

В основе эффективности лежат, выявленные нами феномены:
 
- вера человека с проблемой в том, что ему поможет именно этот «специалист». Эта вера постоянно поддерживается на уровне мифов и разговоров об эффективной помощи;
- убежденность специалиста, его уверенное харизматичное поведение;
- эффективность самих «терапевтических технологий» с обязательным использованием трансовых состояний; скрытности-таинственности  ритуалов; часто огня, в виде горящих угольков или свечек; использование растений, животных в ритуалах, в ряде случаев – 9 человек (27%) задействовали религиозные атрибуты (иконы, молитвы, церковные свечи); четко транслируемого мысле-образа (например, при бородавках, рожистом воспалении, фурункулах, карбункулах, ячменях – представление чистой кожи).
     Изменить, используя лишьмедикаментозную и/илипсихотерапевтическую коррекцию, мистическую мифологию конкретного человека очень трудно, в ряде случаев невозможно. Для оказания эффективной помощи эту мифологию можно использовать как элемент установления раппорта с больным. Для части больных с мифологическим мышлением использование фраз о снятие порчи и сглазов  научными методами является важным и усиливает эффект психотерапевтической коррекции. Большинство психотерапевтических методик, сопровождающихся измененным состоянием сознания – трансами, больными воспринимаются как нечто таинственное и сверхъестественное. В своем сознание многие пациенты приписывают  врачу психотерапевту владение «особыми» природными данными и навыками.
 
 
 
 
Освидетельствование. Приказ №342нСправка о сделкоспособности в НовосибирскеПсихотерапевт НовосибирскПсихотерапия детей и подростков Семейная и парная психотерапияЭкспертиза / справкиПсихолого-педагогические
экспертизы
Обучение Консультация по Скайпу Запись на прием

Последние события

Когда стоит обращаться к нейропсихологу: важность консультации и какие проблемы можно решить
Узнайте, когда стоит обратиться к нейропсихологу и какие проблемы он может помочь решить. В этой статье мы рассмотрим важность консультации с нейропсихологом, а также ответим на наиболее часто задаваемые вопросы о его работе. Не откладывайте свое здоровье и узнайте больше прямо сейчас!

с 6 февраля 2024 Группа когнитивно-поведенческой гипнотерапии
Два подхода в дном! Уникальная гуппа, сочетание двух действенных направлений: гипнотерапии, как инструмент и когнитивно-поведенческой психотерапии, как метод.
Это интеграция и взаимообогащение двух самых эффективных методов современной психотерапии.

Доверительные отношения: как они формируются и поддерживаются.
В статье мы рассмотрим основные принципы, стратегии и навыки, необходимые для успешного формирования доверительных личных отношений и их долгосрочного поддержания.

Алекситимия. Чувство без чувств
К несчастью, подавленные эмоции не умирают. Их заставили замолчать. И они изнутри продолжают влиять на человека.


Telegram
WhatsApp