Основные подходы к адаптации клиентов с биполярным аффективным расстройством

 

В современной психологии достаточно большое внимание уделяется вопросам общественного здоровья человека, что приводит к необходимости изучения специфики психологического сопровождения лиц с расстройствами личности. Особое внимание, с нашей точки зрения, необходимо уделять психологическому сопровождению лиц  с диагнозом  аффективное биполярное расстройство (БАР). Анализ распространенности БАР позволяет говорить о значительном росте заболевания [7]. Д.В. Михель в своей статье называет рост БАР – эпидемией [3]. Автор отмечает, что рост зарегистрированных случаев этой патологии обусловлен чрезмерным социальным давлением, и усилением медикализации общества. По данным ВОЗ в 2019 году произошло увеличение случаев возникновения биполярного аффективного расстройства [7]. Около 45милионов человек страдают данным видом заболевания по всему миру [10].

Отметим, что несмотря на появление научных исследований, рассматривающих вопросы адаптации пациентов с аффективным биполярным расстройством, подлинного осмысления социальных причин этой психической патологии еще не произошло.
Биполярное расстройство (БР) – рецидивирующее аффективное расстройство, характеризующееся возникновением маниакальных, смешанных или гипоманиакальных эпизодов или симптомов; БР I типа – наличие в настоящее время (или в анамнезе) одного или более маниакальных или смешанных эпизодов; БР II типа – существование одного или более гипоманиакальных и минимум одного депрессивного эпизода; циклотимия – нестабильность настроения в течение минимум 2-х лет, включающая симптомы гипомании и симптомы депрессии и приводящая к снижению функционирования[4].

В рамках психиатрического подхода пациенты с БАР требуют медикаментозной помощи, так как возникают осложнения связанные с депрессивными проявлениями [2; 5].
С нашей точки зрения пациенты с аффективным биполярным расстройством нуждаются в медикаментозном лечении, психотерапии и психологическом сопровождении их адаптации.

Психотерапия пациентов с БАР
Как и любой другой метод лечения, психотерапия ставит перед собой определенные цели и задачи, достижение которых находится в фокусе внимания психотерапевта или психолога в сотрудничестве с пациентом и его лечащим врачом.
 Целью психотерапии выступает достижение и сохранение устойчивого состояния ремиссии и как следствие эффективного социального функционирования пациента. Цель определяет ряд задач, к числу которых при биполярном аффективном расстройстве относятся бучение навыкам управления симптомами, улучшение социального и профессионального функционирования, соблюдение пациентами ритмизации жизненных процессов.
Так же к задачам психотерапии при БАР относятся:
  1. Осознание болезненности своего эмоционального состояния.
  2. Адаптация к диагнозу биполярного расстройства и его лечению, узнавание триггеров, провоцирующих эпизоды, лучшее распознавание фаз и их предваряющих признаков.
  3. Развитие поведенческих стратегий, позволяющих контролировать состояния.
  4. Анализ и прекращение малоадаптивного и рискованного поведения.
  5. Подготовка к рецидивам.
  6. Закрепление успеха по контролю эмоций.
  7. Повышение уверенности в себе.
  8. Решение межличностных проблем (конфликты в отношениях, одиночество).
  9. Обучение навыкам борьбы с симптомами депрессии и гипомании.
Предложенный перечень задач, может выступать фокусными этапами работы с пациентами с БАР.
Предложенный перечень задач выступает фокусами при организации работы с пациентами с БАР.
Из конкретных методов психотерапии при БАР могут применяться когнитивно-поведенческая терапия [8; 9], интерперсональная терапия [1], семейные вмешательства [6], социальная поддержка [6], терапия социальных ритмов [6].

Семейная терапия показала существенную эффективность при БАР. Задачами семейной терапии при биполярном расстройстве являются помощь пациенту и его родным:
  • в интеграции переживаний, связанных с эпизодами перепадов настроения;
  • в принятии неизбежности аффективных эпизодов в будущем;
  • в принятии зависимости от препаратов для профилактики и устранения симптомов;
  • в различении личности пациента и симптомов его расстройства;
  • в выявлении и умении справляться со стрессовыми жизненными событиями, провоцирующими рецидивы БАР;
  • в восстановлении функциональных взаимосвязей после эпизода перепада настроения.
Таким образом мы считаем , что пациентам с биполярным расстройством необходима не только медикаментозная поддержка но и психотерапия. Самый сильный аргумент в пользу применения психотерапии при БАР — эффективность помощи пациентам в совладании со стрессовыми факторами. Те или иные жизненные события и семейные конфликты служат факторами риска усугубления биполярного расстройства, и психотерапия может быть направлена на эти факторы, позволяя обучать пациентов адаптивным механизмам совладения, имеющим значение для профилактики рецидивов в будущем.
Рассматриваемая модель социально психологической адаптации пациентов с БАР состоит из четырех блоков: ритмизация  жизненных процессов и корректировка аффективного блока, поддержание коммуникативной сферы, овладение механизмами снижения тревоги, определение потребностных зон пациентов.

Ритмизация жизненных процессов и корректировка аффективного блока
Пациенты с БАР очень чувствительны даже к минимальным изменениям в привычках сна — бодрствования. Так, маниакальные эпизоды часто провоцируются жизненными событиями, меняющими эти привычки (например, смена часовых поясов при авиаперелётах). Поэтому положительную роль играет обучение пациентов регуляции своих социальных ритмов, особенно в преддверии жизненных событий, способных эти ритмы нарушить. Такое обучение может улучшить прогноз биполярного расстройства.
Среди психогигиенических рекомендаций следует сделать акцент на мероприятиях, нормализующих систему – сон-бодрствование: избегание употребления алкогольных напитков, а также кофеин-содержащих напитков (кофе, кока-кола и пр.); засыпание и подъем – в одно и то же время; занятия физкультурой не менее трех раз в неделю (30-60 минут). Но не позже, чем за 4 часа до отхода ко сну.
В ходе терапии специалист (психолог/ психотерапевт) помогает клиенту понять важность циркадных ритмов и распорядка дня, включая приемы пищи, сон и другие ежедневные дела. Особое внимание уделяется учету и фиксации настроения, которое клиент определяет самостоятельно в течение дня. Как только оптимальный распорядок дня, учитывающий изменения настроения клиента, установлен, основной задачей становится поддержание этого распорядка и устранение проблем, которые могут помешать его соблюдению.

Поддержание коммуникативной сферы
Цель состоит в том, чтобы пациент мог поддерживать регулярные социальные ритмы, несмотря на вероятное возникновение стрессоров, таких как изменение работы, отпуск и другие неожиданные жизненные события. Кроме того, пациенту рекомендуется продолжать улучшать качество своих межличностных отношений и свести уровень межличностного стресса к минимуму. Методы, которые обычно используются для достижения этих межличностных целей, включают анализ коммуникации, который позволяет терапевту и пациенту выявлять проблемные области в общении, чтобы помочь пациенту более эффективно взаимодействовать со значимыми другими; ролевая игра, которая дает пациенту безопасную среду для практического выражения эмоций и самоутверждения; анализ решений, который помогает пациентам размышлять о потенциальных рисках и преимуществах альтернативных вариантов в отношении конкретной проблемы.
Более глубинные методы психотерапии следует применять в сочетании с групповой терапией. На группе легче и быстрее усваиваются навыки коммуникации. Групповая психотерапия будет полезна в исследовании и изменении паттернов, не только близких межличностных отношений, но и социальных.
Группа даёт поддержку и ощущение «что я не одинок». В групповой терапии люди могут более смело и честно посмотреть на свои способы выстраивания отношений. Хорошим подспорьем, но не заменой психотерапии, являются группы поддержки, где другие участники, также имеющие биполярное расстройство, могут делиться опытом и получать эмоциональную поддержку. Так же в группе снижается уникальность заболевания.

Телесные механизмы снижения тревоги
Исследования показывают, что когнитивная терапия, основанная на «полном осознании», и медитация помогают контролировать депрессию, злость, тревожность и возбужденность. Подход «полного осознания» включает в себя медитацию, йогу и дыхательные упражнения с фокусом на осознании текущего момента и борьбой с паттернами негативного мышления [9].
Важно отметить, что системный подход имеет свои барьеры адаптации пациентов с БАР.
При  групповой терапии возможно эмоциональное заражение в депрессивной фазе, что провоцирует уход пациента в депрессию.
Эмоциональная неудовлетворенность жизнью в стадии ремиссии, связанные с уплощением чувств и эффектом эмоционального оскудения (пациенты описывают  как пресность чувств и эмоций).
Таким образом, помощь пациенту с БАР должна заключаться не только в купировании симптоматики во время обострения заболевания, но и быть направлена на восстановление адекватного уровня социального функционирования, что позволит пациенту иметь приемлемое качество жизни. Важным выступает повышение уровня образованности членов семьи по поводу заболевания и того, как совладать с его симптомами.

 

Список литературы:

  1. Касимова С. О. Изучение особенностей типа привязанности и стиля социальной коммуникации больных депрессиями в контексте интерперсональной психотерапии // Российский психологический журнал. 2019. Т. 16, № 2. С. 8-24. сНо!: 10.21702/ гр)'.2019.2.1
  2. Марута Н.А., Явдак И.А. Применение Эпилептала® при лечении пациентов с текущим эпизодом депрессии при биполярном расстройстве // Междунар. неврол. журн.; МНЖ. 2011. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-epileptala-pri-lechenii-patsientov-s-tekuschim-epizodom-depressii-pri-bipolyarnom-rasstroystve (дата обращения: 21.03.2022).
  3. Михель Д.В. Биполярное расстройство: эпидемия или следствие медикализации общества? // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2018. Т. 11. Вып. 1. С. 51–65. 
  1. Павличенко А.В. Биполярное расстройство. Психиатрия и психофармакотерапия. 2021; 2: 4–16 .
  2. Палин, А. В. Современные психотерапевтические подходы оказания помощи пациентам с биполярным аффективным расстройством: методология и организационные аспекты / А. В. Палин // Психическое здоровье человека и общества. Актуальные междисциплинарные проблемы : Сборник материалов научно-практической онлайн-конференции, Москва, 16 ноября 2020 года. – Москва: ООО "Издательский дом КДУ", "Университетская книга", 2021. – С. 41-45.
  1. Рыжова И.А. Индикаторы успешности применения когнитивного тренинга в клинике расстройств аффективного спектра // Доктор.Ру. 2018. №9 (153). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/indikatory-uspeshnosti-primeneniya-kognitivnogo-treninga-v-klinike-rasstroystv-affektivnogo-spektra (дата обращения: 21.03.2022).
  2. Харина, Е. А. О возможностях когнитивной психотерапии больных биполярным аффективным расстройством типа II / Е. А. Харина, Р. И. Палаева, Е. Ю. Антохин // Душевное здоровье населения на границе Европы и Азии : Материалы 5-й международной научно-практической конференции, Оренбург, 26–28 октября 2015 года. – Оренбург, 2015. – С. 138-141.
  3. GBD 2017 Disease and Injury Incidence and Prevalence Collaborators. (2018). Global, regional, and national incidence, prevalence, and years lived with disability for 354 diseases and injuries for 195 countries and territories, 1990–2017: a systematic analysis for the Global Burden of Disease Study 2017. The Lancet. DOI:https://doi.org/10.1016/S0140-6736(18)32279-7

Статья подготовлена : Романова Наталья Викторовна  Клинический психолог, гештальт-терапевт. Перейти на страницу специалиста .

Освидетельствование. Приказ №342нСправка о сделкоспособности в НовосибирскеПсихотерапевт НовосибирскПсихотерапия детей и подростков Семейная и парная психотерапияЭкспертиза / справкиПсихолого-педагогические
экспертизы
Обучение Консультация по Скайпу Запись на прием

Последние события

Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению
Диагностика позволяет психологу оценить различные аспекты психологической готовности ребенка к школе, такие как эмоциональная стабильность, социальные навыки, уровень самостоятельности, способность к адаптации, мотивация к обучению и др.

Когда стоит обращаться к нейропсихологу: важность консультации и какие проблемы можно решить
Узнайте, когда стоит обратиться к нейропсихологу и какие проблемы он может помочь решить. В этой статье мы рассмотрим важность консультации с нейропсихологом, а также ответим на наиболее часто задаваемые вопросы о его работе. Не откладывайте свое здоровье и узнайте больше прямо сейчас!

с 6 февраля 2024 Группа когнитивно-поведенческой гипнотерапии
Два подхода в дном! Уникальная гуппа, сочетание двух действенных направлений: гипнотерапии, как инструмент и когнитивно-поведенческой психотерапии, как метод.
Это интеграция и взаимообогащение двух самых эффективных методов современной психотерапии.

Доверительные отношения: как они формируются и поддерживаются.
В статье мы рассмотрим основные принципы, стратегии и навыки, необходимые для успешного формирования доверительных личных отношений и их долгосрочного поддержания.


Telegram
WhatsApp