Специфика идентичности и я- концепции клиентов с биполярным аффективным расстройством

Данная статья рассматривает вопросы изменения идентичности и Я-концепции лиц с аффективным биполярным расстройством. Показано, что, как и при других хронических заболеваниях при возникновении БАР разрушается Я-концепция и идентичность человека. Учитывая, что идентичность представляет из себя динамическую систему, возникающую в непрерывном процессе взаимодействия с социальным окружением, интеграция диагноза, опыта различных состояний, потеря социального и профессионального функционирования требуют направленной психотерапевтической работы по реструктуризации Я-концепции и идентичности.


Биполярное расстройство характеризуется периодами острых маниакальных симптомов и (во многих случаях) периодами депрессии, во время которых страдающий думает, чувствует и ведет себя так, как это нехарактерно для его «Я» вне эпизода. Проявляется модульная Я-концепция, в которой ключевые аспекты «Я», как правило, организованы как полностью положительные или полностью отрицательные [5]. В дополнение к проблеме, возникающей из-за этих переживаний, сложных самих по себе, проживания ставят людей с биполярным расстройством перед более тонкой проблемой, связанной с самостью и идентичностью.
  В частности, люди с биполярным расстройством имеют набор черт, которые приводят к неоднозначным последствиям. С одной стороны, эти личностные свойства связаны с повышенным риском расстройства, с другой – с повышенным риском рецидива. При этом, те же самые черты могут приводить к положительным результатам и способствовать развитию ценных характеристик, связанных с собственным «Я». Это создает уникальную проблему идентификации для человека с биполярным аффективным расстройством (БАР).

 Биполярное аффективное расстройство связано с высокой вероятностью значительных нарушений во всех сферах жизни, что особенно выражено при раннем начале биполярного аффективного расстройства [1].

Биполярное расстройство оказывает значительное влияние на саморазвитие и формирование идентичности. Подростковый возраст в большей степени, чем любой другой период развития, характеризуется серьезными изменениями и переходами в биологической, когнитивной, эмоциональной и социальной сферах. Причем ключевой задачей развития этого периода является формирование консолидированного чувства «Я» и идентичности [2]. Самость рассматривается как когнитивная и социальная конструкция с заметными изменениями в ее выражении по мере того, как молодой человек претерпевает нормативные когнитивные и социальные изменения от раннего до позднего подросткового возраста. Благодаря этому процессу индивид начинает создавать более интегрированное самоощущение, которое необходимо человеку для развития своей идентичности [3].
   M.L. Inder, с коллегами исследуют влияние БАР на самоощущение и идентичность [4]. Авторы выделили 4 основные темы, которые повлияли на развитие идентичности и самоощущение участников.

На основе данных исследования M.L. Inder [4] с коллегами, подкрепленных нашей практической работой и наблюдением, мы можем выделить несколько процессов, характерных для идентичности и Я - концепции клиентов с БАР.

 Во-первых, необходимо отметить межличностный контекст жизни - влияние на отношения и определения себя другими.
  Во-вторых, важным аспектом выступает влияние БАР на жизнь клиентов.
  Третьим аспектом выступают проблемы развития чувства собственного достоинства и идентичности в условиях преодоления БАР.

Как причины возникающих проблем в развитии чувства собственного достоинства и идентичности мы можем отметить такие переживания как: замешательство, неуверенность в себе, сложности с самопринятием, противоречивость. 

Раскроем выделенные процессы подробнее.

  • Влияние на отношения. Данный процесс содержит информацию о том, как проявление БАР повлияли на взаимоотношения с другими людьми (в семье, в интимных отношениях, дружеских отношениях). Достаточно часто клиенты отмечают, что уровень семейной поддержки напрямую зависит от принятия и понимания БАР членами семьи. Многие говорят, что первичная реакция была очень негативной, однако если члены семьи получали необходимое психообразование и информацию о болезни, то находили в себе силы справиться с трудностями и усиливать близость. На отношения с друзьями и сверстниками в первую очередь негативное влияние оказывали перепады в настроении клиентов и соответствующее им поведение. Многие обозначали, что дружеские отношения стали хуже. Помогало в сохранении отношений объяснение причин своего поведения окружающим. Самое сложное влияние наблюдалось в отношениях с интимными партнерами. Чаще всего следствием актуализации БАР становилось расставание с интимным партнёром. В том числе некоторые клиенты говорили о сознательном решении не подпускать близко никого чтобы не пережевать отвержение и потерю отношений.

  • Определения себя другими. Отношения со стороны окружающих к людям с БАР можно описать как проявление жалости, осуждения, стыда, смущения и др. Клиенты подчеркивают, что родственники достаточно часто испытывают неловкость и смотрят на них как на «паршивую овцу» или «позор».

  • Воздействия БАР на жизнь клиентов. Важно отметить, что БАР снижает способность человека к последовательности в реализации жизненного плана, что приводит к прерыванию образования или профессиональной деятельности. Часть клиентов указывают на то, что они потеряли карьеру. Отметим, что практически все клиенты с БАР говорят о том, что они проживают ощущение неконтролируемости жизни и испытывают сложности с целенаправленной и последовательной реализацией жизненного плана. Проявляющиеся симптомы как в период мании, так и в период депрессии не давали концентрироваться на задуманном и приводили к срывам. Кроме того проявления болезни влияют на производительность и невозможность продолжать работу, даже несмотря на лояльность работодателей.

  • Проблема развития чувства собственного достоинства и идентичности в условиях преодоления БАР. Выше мы уже обозначали трудности, с которыми сталкиваются пациенты с БАР в процессе развития чувства собственного достоинства и идентичности: замешательство, неуверенность в себе, сложности с самопринятием, противоречивость.
Замешательство связанно со сложностью в описании себя, которая детерминирована сменой настроения или другими аспектами болезни. Так как самоопределение напрямую связано с настроением то описание себя у клиентов с БАР обычно создается в терминах настроения: хорошее/плохое; нормальное/психотическое и тд. Настроение выступает ключевым фактором самоопределения приводя к кардинально противоположным дефинициям себя при его смене. Многие клиенты с БАР отмечают ощущение, что они кардинально меняются при смене настроения, как будто по-другому думают, чувствуют, ведут себя. Замешательство можно описать в терминах борьбы между личностью и настроением. Кроме того, у клиентов возникает путаница в попытках отделить себя от болезни.

Противоречие. Разные переживания себя самого, определяемые настроением, часто противоречивы, что приводит к осознанию, что развитие того, кем они были, на самом деле происходило в контексте определенного состояния их настроения. Так, один из клиентов описывает осознание того, что то, кем он себя считал на самом деле было сформировано его депрессией. Другой клиент описывает, что уверенность в себе возникает только в пределах одного конкретного состояния - мании.
Настроение формирует у клиентов с БАР восприятие самих себя и создает «Я», которое определяется состоянием настроения, а не более последовательным самоощущением. Изменения в настроении и поведении создают противоречия в их самоощущении, которые трудно интегрировать.

Неуверенность в себе. Отсутствие стабильного самоощущения создает чувство собственной несущественности и приводит к переживаниям неуверенности в себе. Это отражается в трудностях отличать себя от других, знании того, кем они хотят быть и что делать, и в борьбе с негативными убеждениями о себе. Например, люди с БАР могут, попадая в поле взаимодействия другого человека, терять себя сливаться с желаниями или деятельностью другого, что в дальнейшем приводит к потере чувства собственного достоинства и негативным переживаниям. Неуверенность в себе часто испытывается как чувство несущественности и непринятия различных аспектов самих себя.

 Принятие себя. В этом контексте люди с БАР демонстрируют трудности интеграции всех аспектов своего опыта и различных частей «Я».

Таким образом наличие БАР влияет на формирование идентичности и чувства собственного достоинства несколькими способами.

  1. Настроение как определяющий центральный фактор приводит к развитию разных, иногда очень противоречивых состояний и нарушения самоопределения.
  2. Возникают сложности дифференциации «Я» и болезни, что приводит к путанице самоопределения и определения настоящего «Я».
  3. Вышеперечисленные параметры формируют плохо развитое самоощущение и отсутствие интернализации (многие воспринимают себя в разных эмоциональных состояниях как различные личности).
  4. Самооценка личности с БАР связана с негативным восприятием себя и сниженной интеграцией аспектов своего опыта.
  5. Межличностный опыт так же влияет на самоощущение и формирование самооценки клиентов с БАР как людей которых осуждают, стыдятся. Часто такое отношение приводит к отказу от выстраивания близких отношений для избегания разочарования и потерь.
  6. Жизненная траектория как правило характеризуется нестабильностью, разрывами отношений, прерыванием образования, сложностью выстраивания карьеры.
  Таким образом все вышеперечисленное делает необходимым не только медикаментозное сопровождение пациентов с БАР, но и психотерапевтическое сопровождение, направленное на развитие понимания собственной личности, интеграцию своего опыта и разных частей «Я», контроль эмоциональных проявлений, навыки социального взаимодействия. Вмешательство должно быть направлено на конкретные факторы, связанные с «Я» (например, противоречивые переживания «Я», вызванные различными состояниями настроения) и облегчать процесс осмысления переживаний, что приводит к большей интеграции и способствует развитию их идентичности.
Кроме того, важным выступает психосоциальное образование и информирование родственников пациентов с БАР для увеличения ресурсов семейной поддержки таких пациентов.

Библиографический список
  1. Зяблов В. А. Аффективные расстройства с биполярным континуальным течением в юношеском возрасте: клинико-психопатологическое, клинико-катамнестическое, клинико-патогенетическое исследование: дисс. ... канд. мед. наук: Москва, 2020. 255 с.
  2. Erikson, E. H. Identity and the life cycle: Selected papers. Psychological Issues, 1959; 1, 1–171.
  3. Harter, S. The development of self–representations during childhood and adolescence. In M. R. Leary & J. P. Tangney (Eds.), Handbook of Self and Identity, 2003; (pp. 610–642). New York: Guilford.
  4. Inder M.L., Crowe M.T., Moor S., Luty S.E., Carter J.D., Joyce P.R.. "I actually don't know who I am": the impact of bipolar disorder on the development of self. 2008 Summer;71(2):123-33. doi: 10.1521/psyc.2008.71.2.123. PMID: 18573034.
  5. Ironside M.L., Johnson S.L., Carver C.S. Identity in bipolar disorder: Self-worth and achievement. J Pers. 2020; Feb;88(1):45-58. doi: 10.1111/jopy.12461. Epub 2019; Feb 13. PMID: 30714166; PMCID: PMC6679801.








Статья подготовлена : Романова Наталья Викторовна  Клинический психолог, гештальт-терапевт. Перейти на страницу специалиста .
Освидетельствование. Приказ №342нСправка о сделкоспособности в НовосибирскеПсихотерапевт НовосибирскПсихотерапия детей и подростков Семейная и парная психотерапияЭкспертиза / справкиПсихолого-педагогические
экспертизы
Обучение Консультация по Скайпу Запись на прием

Последние события

Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению
Диагностика позволяет психологу оценить различные аспекты психологической готовности ребенка к школе, такие как эмоциональная стабильность, социальные навыки, уровень самостоятельности, способность к адаптации, мотивация к обучению и др.

Когда стоит обращаться к нейропсихологу: важность консультации и какие проблемы можно решить
Узнайте, когда стоит обратиться к нейропсихологу и какие проблемы он может помочь решить. В этой статье мы рассмотрим важность консультации с нейропсихологом, а также ответим на наиболее часто задаваемые вопросы о его работе. Не откладывайте свое здоровье и узнайте больше прямо сейчас!

с 6 февраля 2024 Группа когнитивно-поведенческой гипнотерапии
Два подхода в дном! Уникальная гуппа, сочетание двух действенных направлений: гипнотерапии, как инструмент и когнитивно-поведенческой психотерапии, как метод.
Это интеграция и взаимообогащение двух самых эффективных методов современной психотерапии.

Доверительные отношения: как они формируются и поддерживаются.
В статье мы рассмотрим основные принципы, стратегии и навыки, необходимые для успешного формирования доверительных личных отношений и их долгосрочного поддержания.


Telegram
WhatsApp