Клиенты, пережившие психологическую травму. Сложности взаимоотношений и специфика терапии.

Часто в группах или индивидуальной терапии можно наблюдать странный феномен. Травматик сообщает о том, что он что-то переживает, но не испытывает достаточного доверия, чтобы сообщить об этом, или опасается, что его не поймут, или проявляет некие признаки раздражения на события группы. Это поведение похоже на демонстративное поведение, направленное на привлечение внимания, но имеет иную природу [1].

Частая реакция второго человека (или группы), который присутствует при этом, раздражение. Эта реакция определена системой, так как слушатель испытывает раздражение на говорящего, который отвергает его. Что делает обыкновенный человек, если собеседник его «отвергает»? Очевидно, нормальный человек обижается, или, наоборот, с увеличенным энтузиазмом старается найти «подход» к загадочной, таинственной душе собеседника. Или просто нормальный человек с негодованием отвергнет претензии собеседника на какую-то странность и особую позицию в коммуникации [2].

Критерии диагностики

Понятие «травма» используется для обозначения любого рода переживания, которое вызывает непереносимые душевные страдания. Иными словами, когда обычных защитных механизмов психики (конкретной личности) оказывается недостаточно. Эта идея была впервые сформулирована Фрейдом в тезисе о «защитном экране» и подразумевает, что уровень непереносимости является глубоко индивидуальным.

После тяжелой травмы происходит отделение эмоциональной и мыслительной сфер. Часто развивается алекситимия – неспособность выражать чувства словами. Результатом травмы также могут быть  различные психосоматические заболевания. Сосредоточение внимания на болезни смещает внимание от внутреннего конфликта на симптом. Подавленный гнев и другие удержанные чувства проявляются головными болями, желудочно-кишечными нарушениями, сердечными приступами и др. Другим не менее частым проявлением ухода от внутреннего конфликта являются навязчивости, навязчивые действия. Что также отвлекает от эмоционального состояния стресса.

“Выбрав” такой способ реагировать на травму, человек получает облегчение душевных мук неопределенности. Эмоциональная заморозка, навязчивые действия, уход от контактов с другими - все это свидетельствует о попытке травматика защититься от непереносимой внутренней боли. Происходит фиксация в этом состоянии: человек не может уйти от травмирующей ситуации, пока не переживет ее. Но и сделать этого он не в силах из-за слишком сильной душевной боли и сопряженных с ней чувств: страха, стыда, вины. Человек словно остается там, в том событии. Начинает казаться, что он в тупике, из которого уже нет выхода.
Если речь идет о сильной травме могут наблюдаться бездействие и ступор – замирание – как естественная реакция на сильную угрозу. Может путаться сознание. Окружающий мир, происходящие вокруг события не привлекают внимания пострадавшего, или воспринимаются, но фрагментами и бессвязно. Мышление, речь, ассоциативные процессы грубо расстраиваются. Отмечаются нарушения памяти. Воспоминания  неполные, непоследовательные либо отсутствуют вовсе. Физическая неподвижность сопровождается психической заблокированностью.

Посттравма - патологическое состояние, когда человек не может осмыслить случившееся, избегает какие-либо воспоминания о травме, отрицает дезорганизацию психической деятельности, гнев и ярость, страдает и утрачивает способность эмоционально откликаться. Его отличает сверхнастороженность и хроническая депрессия, а также отход к социально пассивной роли [2].

Терапия клиента-травматика

Для работы с травмами недостаточно одних лишь интерпретаций и попыток осознавания. Ведущим терапевтическим методом становится повторное переживание. Клиент в терапии должен иметь возможность эмоционально пережить влечения, тревоги, конфликты своего прошлого при определенных строго обозначенных условиях. М. Гилл описал условия проработки влечений и чувств, чтобы ре-переживание было терапевтичным:

  1. Они (влечения и чувства) должны быть испытаны в присутствии лица, на которого они теперь направлены.
  2. Переживаемые заново чувства должны быть выражены тому лицу, на которое они направлены. Клиенту недостаточно только молча испытывать эти чувства.
  3. Новый объект старых чувств – личность, на которую они направлены, – должен быть готов обсуждать чувства и влечения с интересом, объективно и без защит.
  4. Клиенту необходимо помочь обнаружить прошлый глубинный источник переживаемых им заново импульсов [3].

Терапевт и становится таким лицом для клиента. И важно что терапевт  помогает клиенту соприкасаться с этими невыносимыми, тяжелыми чувствами. С кем безопасно их выражение, обсуждение этих чувств. Без оценки и осуждения.

Терапия успешна только в случае реконструкции травматической ситуации в безопасных условиях и восстановления нарушенных психодинамических связей с высвобождением аффекта [4].

Необходимым условием естественного процесса переживания выступает наличие другого человека. Переживание возможно лишь в отношениях с другими. Только тогда чувства могут трансформироваться. Пережить какое-либо событие возможно лишь в контакте с другими людьми; чувства и опыт могут быть признаны только в диалоге с кем-то. Причиной психической травмы или точнее посттравмы выступает не само по себе событие, а невозможность разместить аффективный, когнитивный, телесный, поведенческий и др. процессы на границе контакта со средой. Плакать в одиночку не помогает. И помимо боли еще есть такие чувства, как стыд, вина, безысходность, ярость, гнев, страх, ужас. С которыми в одиночку никак не справиться, в силу постоянного избегания.

Вновь начать чувствовать себя живым возможно. И не обязательно для этого прибегать к саморазрушениям или прожигать свою жизнь будто на грани.

Важно понять, что в той травмирующей ситуации осталась часть, которая не справилась, но выжила. И ей сейчас необходима помощь. Быть признанной, услышанной и принятой, чтобы жить дальше. А не продолжать постоянно бороться и из последних сил выживать в этом мире.

Библиографический список

  1. Петрова Е.Ю. Замороженная жизнь. Санкт-Петербург, 2018. 218 с.
      2.  Петрова Е. Травма. Материалы к авторскому семинару по работе с последствиями шоковой травмы и экстренных ситуаций. Санкт-Петербург, 2018. 240с.
  1. Кан Майкл. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. Москва, 2017, 156с.
  2. Решетников М.М. Психологическая травма. Санкт-Петербург, 2006. 65с.

Автор статьи : 

 

Освидетельствование. Приказ №342нСправка о сделкоспособности в НовосибирскеПсихотерапевт НовосибирскПсихотерапия детей и подростков Семейная и парная психотерапияЭкспертиза / справкиПсихолого-педагогические
экспертизы
Обучение Консультация по Скайпу Запись на прием

Последние события

Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению
Диагностика позволяет психологу оценить различные аспекты психологической готовности ребенка к школе, такие как эмоциональная стабильность, социальные навыки, уровень самостоятельности, способность к адаптации, мотивация к обучению и др.

Когда стоит обращаться к нейропсихологу: важность консультации и какие проблемы можно решить
Узнайте, когда стоит обратиться к нейропсихологу и какие проблемы он может помочь решить. В этой статье мы рассмотрим важность консультации с нейропсихологом, а также ответим на наиболее часто задаваемые вопросы о его работе. Не откладывайте свое здоровье и узнайте больше прямо сейчас!

с 6 февраля 2024 Группа когнитивно-поведенческой гипнотерапии
Два подхода в дном! Уникальная гуппа, сочетание двух действенных направлений: гипнотерапии, как инструмент и когнитивно-поведенческой психотерапии, как метод.
Это интеграция и взаимообогащение двух самых эффективных методов современной психотерапии.

Доверительные отношения: как они формируются и поддерживаются.
В статье мы рассмотрим основные принципы, стратегии и навыки, необходимые для успешного формирования доверительных личных отношений и их долгосрочного поддержания.


Telegram
WhatsApp