Психотравма: как помочь ребенку? — Центр «Беркана»

Психотравма: как помочь ребенку?

Каждый человек в своей жизни сталкивается с жизненными ситуациями, которые переживаются человеком как травматические: смерть, потеря близкого человека, разрыв отношений, тяжелая болезнь или физическая травма. Психотравмирующим также в большинстве случаев оказывается попадание в ситуацию насилия лично или в качестве свидетеля.
Реакция на психотравмирующее событие и развитие последствий зависят как от индивидуальных особенностей человека, так и от слишком сильных, чрезмерных воздействий внешних факторов в стрессовых ситуациях. Главным является то, что события носят экстремальный характер, выходя за пределы обычных человеческих переживаний, чем вызывают интенсивный страх за свою жизнь, ужас и ощущение беспомощности, и как следствие приводят к психологическим и физиологическим "поломкам" в организме.

Случай из практики: девочка-подросток терпит повторяющиеся унижения от мальчиков в школе, внутренне тяжело переживая их, но, не отстаивая себя. При исследовании причин такого поведения выяснилось, что в семилетнем возрасте она пережила психотравмирующее событие, когда родной отец в состоянии опьянения после драки выгнал мать из квартиры, закрыл за ней дверь и под угрозой самоубийства заставил девочку промывать ему раны.

Как можно помочь ребенку пережить болезненный опыт? Разберемся, как проявляется психотравма и какие последствия вызывает.


Психическая травма или психотравма
— вред, нанесённый психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов среды или остроэмоциональных, стрессовых воздействий других людей на его психику.


Как проявляется психотравма?

Непосредственно в момент травмирования человек переживает шок, который проявляется в состоянии сильного испуга, которое он не способен ни контролировать, ни преодолеть. Чувства, испытываемые при этом – оцепенение, растерянность или беспомощность.
Следующая реакция на травматическое событие – отрицание, избегание и вытеснение из памяти случившегося.
Например, Ребенок забывает и избегает любых упоминаний о произошедшем с ним, потому что чувства обладают такой интенсивностью, что непереносимы. Психика защищается самым простым способом – стиранием из памяти.
Однако такой способ очень энергоемкий, поэтому через некоторое время включаются процессы переработки травматического события: начинают сниться кошмары, у ребенка появляются фобии и страхи, которые он сам объяснить не может. Возвращаются чувства тревоги, бессилия. Появляется чувство вины.
В это время ребенок начинает активно проигрывать травматическую ситуацию в играх. Навязчиво повторяет раз за разом один и тот же сюжет, который взрослому кажется странным. Нарушаются процессы сна-бодрствования, появляется раздражительность или вспышки гнева. Ребенок постоянно напряжен, как будто ожидает угрозы. Реакция испуга чрезмерно усиливается. В это время психика ребенка усиленно работает над переработкой, переосмыслением и принятием ситуации.
Постепенно, при аккуратной и корректной помощи близких людей ребенок преодолеет кризисную ситуацию, примет реальность и адаптируется к условиям жизни. Если же этого не происходит, то происходит болезненная фиксация на травме.

Каковы последствия психотравмы для здоровья?
Ребенок, переживший такое событие и зафиксировавшийся на нем, может его забыть и избегать любых упоминаний о нем. Однако ущербная модель поведения, принятая и усвоенная им в процессе психотравмы, может остаться на всю жизнь, несмотря на ее явный вред, и неоднократно повторятся в подобной стрессовой ситуации.
Кроме того, фиксация на произошедших негативных переживаниях всегда приводит к снижению уровня и качества жизни, способности к адаптации в обществе.
Могут развиваться тяжелые депрессивные состояния, зависимое поведение (алкоголизм, наркомания, игровая зависимость).


Как опознать травмированного ребенка?

  • У ребенка есть или появляется игра, которая навязчиво повторяет тему или аспект травмы. Эта же тема повторяется в рисунках, либо привлекает пристальное внимание ребенка при просмотре кинофильмов и телепередач, чтении книг.
  • Возникают ночные кошмары и страхи, про которые он не хочет говорить.
  • Физиологическая реакция в ситуациях, которые похожи на травматическое событие (изменяется в лице, бледнеет или наоборот краснеет, холодеют руки, напрягается тело и пр.).
  • Постоянное избегание всего, что связано с травмой: мыслей, чувств, разговоров, а также мест, действий или людей, которые пробуждают воспоминания о травме.
  • Снижается интерес или участие в ранее значимых видах деятельности. Неожиданные перемены в поведении (в сочетании с другими признаками).
  • Появляется чувство отстраненности или отделенности от остальных людей, снижается выраженность чувств. Ребенок выглядит «как замороженный», плохо идет на контакт, эмоционально не включается в общение.
  • Нарушаются процессы возбуждения-торможения, что проявляется в проблемах со сном, раздражительности, затруднениях с сосредоточением внимания и повышением настороженности.
  • Начинает болеть.


Как помочь ребенку пережить психотравму?

Если вы заподозрили, что ваш ребенок пережил психотравму, то начните с того, что посоветуйтесь с психологом, как себя вести, чтобы не усугублять состояние ребенка и не потерять с ним контакт.
Если у ребенка появились некоторые признаки, из описанных выше, то ваша задача аккуратно и ненавязчиво выяснить, что является источником стресса.
  1. Обеспечьте ребенку поддержку и возможность обратиться к вам за помощью по любому вопросу.
  2. Не пытайтесь избавиться от симптомов немедленно, если они появились, значит, выполняют какую-то функцию.
  3. Не позволяйте своим эмоциям вести вас за собой. Ориентируйтесь на реакции ребенка, а не на свои представления о его переживаниях.
Если вы переживаете больше, чем ребенок, то это говорит о том, что, возможно, в помощи психолога больше нуждаетесь вы. Обсудите этот момент с психологом. Иногда более травматичным для ребенка является реакция родителей на событие, чем само событие.
  1. Будьте внимательны, ненавязчиво понаблюдайте, что делает ребенок, как проводит день, чем занимается.
  2. Подключайтесь к его игре. Не придумывайте за него и не меняйте правил игры. Только после нескольких игр можете попытаться озвучить чувства героев: «Если бы я была этой куколкой, мне бы было очень страшно», «Если бы я оказался в этой ситуации, я бы чувствовал себя беспомощным», «Если бы так поступили со мной, я бы очень злился и обижался». Проигрывание негативных переживаний является хорошим способом справиться с травмой.
Если вы знаете характер пережитой травмы у ребенка, то найдите фильмы, мультфильмы, книги, которые показывают эту же ситуацию и выход из нее. Не переживайте за тягу к излишнему насилию в фильмах и играх. Возможно, у вашего ребенка накопилось большое количество агрессии. Позвольте ему «выплеснуть» негативные эмоции в приемлемых для вас формах.
  1. Выясните как можно больше информации о тех ситуациях, которые могли происходить с ребенком, когда вас не было рядом, из дополнительных источников (няня, соседи, детский сад, школа и т.д).
  2. Обращайте внимание на темы, которые часто поднимает ребенок в разговоре. Что для него важно? Какие ситуации и события задевают до глубины души?
  3. Обратите внимание на того человека из его окружения, которому ребенок доверяет и с кем откровенно общается. Попытайтесь наладить с этим человеком контакт. Попросите его помочь вам.
  4. Сопереживайте вслух героям фильмов. Показывайте ребенку свои чувства, и позволяйте ему проявлять свои, какие бы они ни были. Учите его приемлемым формам проявления чувств.
  5. Разговаривайте с ним о ситуациях и событиях, которые его тревожат, беспокоят или пугают ровно столько раз, сколько ему это потребуется. Возможно, вы будете обсуждать одну и ту же тему много раз. Не начинайте разговор сами, оставьте это на инициативу ребенка.
И Главное – Помните: детская психика гибка, ребенок способен справиться с психической травмой сам, но при поддержке и внимательном отношении родителей. Если, несмотря на ваши попытки помочь ребенку, симптомы усиливаются или поведение ребенка приобретает странный, пугающий характер, обратитесь к специалистам – детскому психологу, психотерапевту или психиатру.

Перейти на страницу специалиста: Коробова Ирина Васильевна

Психотерапевт Новосибирск Освидетельствование. Приказ №695Семейная и парная психотерапияПсихотерапия детей и подростков Экспертиза / справки Консультация по Скайпу Запись на прием

Последние события

"Я и ты" арт-терапевтическая группа с 3 сентября
В современном мире мы все больше оказываемся в изоляции друг от друга. Казалось бы, интернет дает иллюзию, что все рядом. Почему же, имея 500 друзей в профиле, мы внутренне рады хоть какому-то сообщению, ...

Набор в группу по методу Психосинтез! с 1 сентября
Методы психосинтеза позволяют избавиться от тревоги, страхов, депрессии, повысить концентрацию внимания и самооценку

Современное использование символов и динамических образов в психологическом консультировании и психотерапии. 29 - 30 сентября
Психотерапевтический центр "Беркана" совместно с Международным институтом психологии и психотерапии проводят практический курс для психологов и психотерапевтов.

Йогатерапия в «Беркане»! ОТКРЫТ НАБОР! С 1 сентября
Мы приглашаем вас в нашу группу, чтобы вы могли ощутить прилив сил и бодрости, эмоциональное равновесие, обрести (или сохранить) здоровье, молодость и стройность. Наша группа уникальна, ведь она строится на принципах йогатерапии и направлена на то, чтобы помочь вам справиться с дискомфортными психологическими состояниями под наблюдением опытного психоаналитика и преподавателя йоги.