Психотравма: как помочь ребенку?

Каждый человек в своей жизни сталкивается с жизненными ситуациями, которые переживаются человеком как травматические: смерть, потеря близкого человека, разрыв отношений, тяжелая болезнь или физическая травма. Психотравмирующим также в большинстве случаев оказывается попадание в ситуацию насилия лично или в качестве свидетеля.
Реакция на психотравмирующее событие и развитие последствий зависят как от индивидуальных особенностей человека, так и от слишком сильных, чрезмерных воздействий внешних факторов в стрессовых ситуациях. Главным является то, что события носят экстремальный характер, выходя за пределы обычных человеческих переживаний, чем вызывают интенсивный страх за свою жизнь, ужас и ощущение беспомощности, и как следствие приводят к психологическим и физиологическим "поломкам" в организме.

Случай из практики: девочка-подросток терпит повторяющиеся унижения от мальчиков в школе, внутренне тяжело переживая их, но, не отстаивая себя. При исследовании причин такого поведения выяснилось, что в семилетнем возрасте она пережила психотравмирующее событие, когда родной отец в состоянии опьянения после драки выгнал мать из квартиры, закрыл за ней дверь и под угрозой самоубийства заставил девочку промывать ему раны.

Как можно помочь ребенку пережить болезненный опыт? Разберемся, как проявляется психотравма и какие последствия вызывает.


Психическая травма или психотравма
— вред, нанесённый психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов среды или остроэмоциональных, стрессовых воздействий других людей на его психику.


Как проявляется психотравма?

Непосредственно в момент травмирования человек переживает шок, который проявляется в состоянии сильного испуга, которое он не способен ни контролировать, ни преодолеть. Чувства, испытываемые при этом – оцепенение, растерянность или беспомощность.
Следующая реакция на травматическое событие – отрицание, избегание и вытеснение из памяти случившегося.
Например, Ребенок забывает и избегает любых упоминаний о произошедшем с ним, потому что чувства обладают такой интенсивностью, что непереносимы. Психика защищается самым простым способом – стиранием из памяти.
Однако такой способ очень энергоемкий, поэтому через некоторое время включаются процессы переработки травматического события: начинают сниться кошмары, у ребенка появляются фобии и страхи, которые он сам объяснить не может. Возвращаются чувства тревоги, бессилия. Появляется чувство вины.
В это время ребенок начинает активно проигрывать травматическую ситуацию в играх. Навязчиво повторяет раз за разом один и тот же сюжет, который взрослому кажется странным. Нарушаются процессы сна-бодрствования, появляется раздражительность или вспышки гнева. Ребенок постоянно напряжен, как будто ожидает угрозы. Реакция испуга чрезмерно усиливается. В это время психика ребенка усиленно работает над переработкой, переосмыслением и принятием ситуации.
Постепенно, при аккуратной и корректной помощи близких людей ребенок преодолеет кризисную ситуацию, примет реальность и адаптируется к условиям жизни. Если же этого не происходит, то происходит болезненная фиксация на травме.

Каковы последствия психотравмы для здоровья?
Ребенок, переживший такое событие и зафиксировавшийся на нем, может его забыть и избегать любых упоминаний о нем. Однако ущербная модель поведения, принятая и усвоенная им в процессе психотравмы, может остаться на всю жизнь, несмотря на ее явный вред, и неоднократно повторятся в подобной стрессовой ситуации.
Кроме того, фиксация на произошедших негативных переживаниях всегда приводит к снижению уровня и качества жизни, способности к адаптации в обществе.
Могут развиваться тяжелые депрессивные состояния, зависимое поведение (алкоголизм, наркомания, игровая зависимость).


Как опознать травмированного ребенка?

  • У ребенка есть или появляется игра, которая навязчиво повторяет тему или аспект травмы. Эта же тема повторяется в рисунках, либо привлекает пристальное внимание ребенка при просмотре кинофильмов и телепередач, чтении книг.
  • Возникают ночные кошмары и страхи, про которые он не хочет говорить.
  • Физиологическая реакция в ситуациях, которые похожи на травматическое событие (изменяется в лице, бледнеет или наоборот краснеет, холодеют руки, напрягается тело и пр.).
  • Постоянное избегание всего, что связано с травмой: мыслей, чувств, разговоров, а также мест, действий или людей, которые пробуждают воспоминания о травме.
  • Снижается интерес или участие в ранее значимых видах деятельности. Неожиданные перемены в поведении (в сочетании с другими признаками).
  • Появляется чувство отстраненности или отделенности от остальных людей, снижается выраженность чувств. Ребенок выглядит «как замороженный», плохо идет на контакт, эмоционально не включается в общение.
  • Нарушаются процессы возбуждения-торможения, что проявляется в проблемах со сном, раздражительности, затруднениях с сосредоточением внимания и повышением настороженности.
  • Начинает болеть.


Как помочь ребенку пережить психотравму?

Если вы заподозрили, что ваш ребенок пережил психотравму, то начните с того, что посоветуйтесь с психологом, как себя вести, чтобы не усугублять состояние ребенка и не потерять с ним контакт.
Если у ребенка появились некоторые признаки, из описанных выше, то ваша задача аккуратно и ненавязчиво выяснить, что является источником стресса.
  1. Обеспечьте ребенку поддержку и возможность обратиться к вам за помощью по любому вопросу.
  2. Не пытайтесь избавиться от симптомов немедленно, если они появились, значит, выполняют какую-то функцию.
  3. Не позволяйте своим эмоциям вести вас за собой. Ориентируйтесь на реакции ребенка, а не на свои представления о его переживаниях.
Если вы переживаете больше, чем ребенок, то это говорит о том, что, возможно, в помощи психолога больше нуждаетесь вы. Обсудите этот момент с психологом. Иногда более травматичным для ребенка является реакция родителей на событие, чем само событие.
  1. Будьте внимательны, ненавязчиво понаблюдайте, что делает ребенок, как проводит день, чем занимается.
  2. Подключайтесь к его игре. Не придумывайте за него и не меняйте правил игры. Только после нескольких игр можете попытаться озвучить чувства героев: «Если бы я была этой куколкой, мне бы было очень страшно», «Если бы я оказался в этой ситуации, я бы чувствовал себя беспомощным», «Если бы так поступили со мной, я бы очень злился и обижался». Проигрывание негативных переживаний является хорошим способом справиться с травмой.
Если вы знаете характер пережитой травмы у ребенка, то найдите фильмы, мультфильмы, книги, которые показывают эту же ситуацию и выход из нее. Не переживайте за тягу к излишнему насилию в фильмах и играх. Возможно, у вашего ребенка накопилось большое количество агрессии. Позвольте ему «выплеснуть» негативные эмоции в приемлемых для вас формах.
  1. Выясните как можно больше информации о тех ситуациях, которые могли происходить с ребенком, когда вас не было рядом, из дополнительных источников (няня, соседи, детский сад, школа и т.д).
  2. Обращайте внимание на темы, которые часто поднимает ребенок в разговоре. Что для него важно? Какие ситуации и события задевают до глубины души?
  3. Обратите внимание на того человека из его окружения, которому ребенок доверяет и с кем откровенно общается. Попытайтесь наладить с этим человеком контакт. Попросите его помочь вам.
  4. Сопереживайте вслух героям фильмов. Показывайте ребенку свои чувства, и позволяйте ему проявлять свои, какие бы они ни были. Учите его приемлемым формам проявления чувств.
  5. Разговаривайте с ним о ситуациях и событиях, которые его тревожат, беспокоят или пугают ровно столько раз, сколько ему это потребуется. Возможно, вы будете обсуждать одну и ту же тему много раз. Не начинайте разговор сами, оставьте это на инициативу ребенка.
И Главное – Помните: детская психика гибка, ребенок способен справиться с психической травмой сам, но при поддержке и внимательном отношении родителей. Если, несмотря на ваши попытки помочь ребенку, симптомы усиливаются или поведение ребенка приобретает странный, пугающий характер, обратитесь к специалистам – детскому психологу, психотерапевту или психиатру.

Перейти на страницу специалиста: Коробова Ирина Васильевна

Психотерапевт Новосибирск Освидетельствование. Приказ №695Семейная и парная психотерапияПсихотерапия детей и подростков Экспертиза / справки Консультация по Скайпу Запись на прием

Последние события

Современное использование символов и динамических образов в психологическом консультировании и психотерапии. 16-17 июля
Психотерапевтический центр "Беркана" совместно с Международным институтом психологии и психотерапии проводят практический курс для психологов и психотерапевтов.

Мастер-класс Таро Луди Лескот в психологии 20 мая
Психологическая работа с отношениями: мужчина/женщина. Встреча с теневой стороной личности, решение сексуальных проблем. (подробнее)

Йогатерапия в «Беркане»! ОТКРЫТ НАБОР! С 1 июня
Мы приглашаем вас в нашу группу, чтобы вы могли ощутить прилив сил и бодрости, эмоциональное равновесие, обрести (или сохранить) здоровье, молодость и стройность. Наша группа уникальна, ведь она строится на принципах йогатерапии и направлена на то, чтобы помочь вам справиться с дискомфортными психологическими состояниями под наблюдением опытного психоаналитика и преподавателя йоги.

Психиатрическое освидетельствование в Новосибирске тел.+7-993-008-0551
Психиатрическое освидетельствование работников. Постановлении Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 695.

1) Чем определяется порядок психиатрического освидетельствования?
2) Кто из работников должен проходить психиатрическое освидетельствование?
3) Чем отличается психиатрическое освидетельствование от медицинского осмотра?
4) Как организовать психиатрическое освидетельствование?
5) Какие нарушения допускают работодатели, организуя психиатрическое освидетельствование?