Агрессия против Я, чувство вины, совесть

Агрессия против Я, чувство вины, совесть
Человек рождается с двумя видами влечений: влечением к любви и влечением к смерти. Агрессия присуща человеку с рождения, и она проявляется в стремлении разрушать: грудь матери, окружающие объекты, впоследствии себя. Есть мысль, что если человеку полностью позволить удовлетворять его сексуальные влечения, то агрессивные влечения не преминут вскоре напомнить о себе ярко и открыто. Культура контролирует человека с помощью подавления и смещения его сексуальных влечений и с помощью подавления его агрессии. В заповеди "Возлюби ближнего как самого себя" можно рассмотреть основную задачу культуры - именно подавление агрессивных наклонностей человека с целью его выживания как вида. А подавление сексуальных влечений, возможно, является средством достижения этой цели.

Но влечение к смерти у человека, в первую очередь, направлено на самого себя. И ничто, а точнее никого, так сильно ненавидит человек, как того, кого он любит. У человека встреча с его любовным объектом первоначально основана на нарциссизме, он видит в объекте себя и на основе этого возникло притяжение, а потом объект любви и вызывает самые сильные агрессивные чувства.

Интроецированной агрессией овладевает часть Я, названная Фрейдом "Сверх-Я", которая проявляет себя в виде совести, как агрессия, направленная на себя. Совесть, по сути, это желание причинить агрессию другому, которое неприемлемо для Я. Чувство вины у субъекта развивается как реакция на акт совершённой агрессии и агрессии, о которой субъект только лишь помыслил, но не проявил её во вне. Его возникновение возможно только благодаря развитию структуры Сверх-Я.

Интересна, что любой отказ от влечения становится источником совести; каждый новый отказ усиливает её строгость и нетерпимость. Совесть есть следствие отказа от влечения. Источником этой вины и совести является агрессия на отца, как будто ребёнок хотел за невозможность удовлетворения влечения наказать именно его. Соответственно, это влечение должно было быть направлено исключительно на мать. То есть, уже здесь, на столь раннем этапе развития ребёнка протекает явная Эдипова ситуация.

Многие выражения и свойства Сверх-Я легче распознать по их проявлению в культурном сообществе, чем у отдельного человека. Общественные нормы, правила, этика, общественный суд действуют так же, как Сверх-Я отдельного индивида. А раз Сверх-Я индивида способствует развитию невроза, значит по аналогии и общественное Сверх-Я способствует развитию как невроза отдельной личности, так и неврозу массы людей, народа. Потому что и там, и там действует один принцип - есть влечение - есть запрет на проявление влечения - вытеснение - симптом.

Именно поэтому полезно знать этнические особенности пациентов, которые приходят анализ, чтобы лучше понимать предписания их культуры (читай как предписания его Сверх-Я).

Последние события

С 17 октября по 5 декабря 2024
3000 рублей одно занятие
Два подхода в дном! Уникальная группа, сочетание двух действенных направлений: гипнотерапии, как инструмент и когнитивно-поведенческой психотерапии, как метод. Это интеграция и взаимообогащение двух самых эффективных методов современной психотерапии.
с 27 октября по ВС с 13.00 до 15.30
2 000 руб
Целью группы является поддержка подростков в процессе непростого, но увлекательного периода взросления.Эта группа не только обучает жизненным навыкам, но и делает подростков более уверенными и счастливыми, развивает навыки строить, здоровые отношения с окружающими.
Диагностика позволяет психологу оценить различные аспекты психологической готовности ребенка к школе, такие как эмоциональная стабильность, социальные навыки, уровень самостоятельности, способность к адаптации, мотивация к обучению и др.

Telegram
WhatsApp