Гендерная психология
Поведение матери и отца как основа формирования здоровой гендерной идентичности
В самом названии темы “... ЗДОРОВОЙ гендерной идентичности” уже звучит явный гендерный стереотип о том, что мальчикам должна быть присуща маскулинность и он должен иметь мужской гендер, а девочке должна быть присуща феминность и она должна иметь женский гендер. Отсюда следует, что мать своим поведением должна демонстрировать явные “женские” качества. чтобы девочка (дочь), идентифицируясь с матерью, впитывала материнские “женские” качества, которые бы делали её “истинной” женщиной. Аналогично и в ситуации в диаде папа - сын: папа своим поведением должен демонстрировать “истинные мужские” качества, чтобы сын, идентифицируясь с ним, принимал от него эти качества, приобретая тем самым все черты, благодаря которым можно было бы сказать, что он имеет мужской гендер. Поэтому хотелось бы уйти от темы “... формирования ЗДОРОВОЙ гендерной идентичности” к теме “... формирования гендерной идентичности”.
Уже с самого рождения ребёнка родители, своим отношением к ребёнку, словами, используемыми при обращении к малышу, способствуют формированию гендерной идентичности младенца. К мальчикам и девочкам, даже если они только новорождённые или младенцы, они уже обращаются к ним по-разному, по-разному даже модулируют тон своего высказывания, темы интересов, на что обратить внимание младенцу, исходя из желаемых в будущем интересов мальчика/девочки, естественно в соответствии с гендерными стереотипами. Итак в дальнейшем по жизни: при обращении с мальчиком родители сознательно пытаются вложить в него “мужское”: мужские интересы, взгляды на жизнь, типы реагирования, манеры, привычки и т.д., а при общении с девочкой - женское.
Уже с самого рождения ребёнка родители, своим отношением к ребёнку, словами, используемыми при обращении к малышу, способствуют формированию гендерной идентичности младенца. К мальчикам и девочкам, даже если они только новорождённые или младенцы, они уже обращаются к ним по-разному, по-разному даже модулируют тон своего высказывания, темы интересов, на что обратить внимание младенцу, исходя из желаемых в будущем интересов мальчика/девочки, естественно в соответствии с гендерными стереотипами. Итак в дальнейшем по жизни: при обращении с мальчиком родители сознательно пытаются вложить в него “мужское”: мужские интересы, взгляды на жизнь, типы реагирования, манеры, привычки и т.д., а при общении с девочкой - женское.
Но, пожалуй, стоит отвлечься от того, как родители “сознательно” формируют гендер ребёнка и перейти к тому. как они влияют на гендерную идентичность ребёнка бессознательно или неосознанно, благодаря своему поведению.
Психоаналитики много писали и пишут о том, что ситуации Эдипова конфликта мальчик идентифицируется с папой, а девочка - с мамой (и наоборот, при инвертированной эдиповой ситуации) и ребёнок принимает родителя своего пола как образец для подражания, идеал, которому нужно подражать, чтобы самому стать папой или мамой. Соответственно, он начинает брать пример с идентифицируемого им родителя во всём, всячески подражая ему, тем самым формируя свои представления о том, какой должен быть папа - мужчина или мама - женщина.
Здесь всё уже начинается складываться в соответствии с тем, какую роль в семье выполняет папа или мама - активную, доминирующую. “мужскую” или подчинённую, пассивную, “женскую”; разрешено ли папе плакать и быть эмоциональным, любящим, увлекаться искусством или только сдержанным, категоричным и сильным, наказывающим; разрешено ли маме управлять папой, не выполнять роль бытовой техники, увлекаться “мужскими” интересами, строить карьеру или быть только подчинённой, ярко эмоциональной, любящей, мягкой, работать вне дома и делать всю работу по дому. Исходя из этого, девочка, если она идентифицирована с мамой, может стать либо “женственной” либо “мужественной”, и мальчик, идентифицированные с папой, может стать либо “мужественным” либо “женственным”. Хотя, если родители проявляют в своём поведении черты, присущие противоположному полу, то скорее всего девочка станет не мужественной, а мальчик - женственным, а скорее они будут андрогинными, органично вбирая в себя черты как “мужского”, так и “женского” пола.
Вообще, отцы, как правило, очень ревностно заботятся о гендерной типичности, а матери, тоже как правило, но не все, более лояльны к отступлениям ребёнка от правил своего пола, сами проявляют эти отступления
Помимо всего сказанного выше, я думаю, что матери, пока они находятся в симбиозе с ребёнком (будь этот ребёнок младенец или 40-летний взрослый человек), формируют у него/неё “женственные” черты: они “требуют” от ребёнка проявлять пассивность и принимать её любовь безоговорочно, быть объектом их любви. Отсюда можно предположить, что пока такой симбиоз имеет место быть, ребёнок растёт в пассивной позиции, он является объектом любви матери, а это - женская роль. Симбиоз этот может разрушить лишь отец. в идеале, или фигура, его замещающая, и только тогда у сына есть возможность проявлять активность и становиться мужчиной, а у девочки “ощутить” себя женщиной в отношениях с отцом. Только благодаря такому вмешательству отца в отношениях матери с ребёнком, ребёнок формирует свой психологический пол, а затем уже, в соответствии с моделями поведения своих родителей, он формирует свою гендерную идентичность, исходя из поведения родителей, их отношения к нему как с представителем того или иного пола.