Групповая психотерапия для детей
«Детство — самая счастливая пора в жизни»! Кто из нас не слышал этой расхожей фразы? И во многом это конечно же правильно и справедливо — еще нет «взрослых» забот о хлебе насущном, мама с папой окружают любовью и вниманием, а бабушки с дедушками откровенно балуют. Картинка красивая и даже очень. Но так ли это на самом деле? И для всех ли детей детство действительно самая счастливая пора?»
Мой многолетний опыт работы психотерапевтом часто заставляет усомниться в этом утверждении. Ведь очень часто в работе со взрослыми клиентами самыми «вредоносными», действующими по принципу «бомбы замедленного действия» являются именно старые детские психотравмы. О которых в свое время было некогда или невозможно по разным причинам рассказать. Детские обиды, тяжелые переживания, страшные события или события, которые ребенок посчитал таковыми, вытесняются глубоко в подсознание и медленно, зачастую совершенно неосознанно разрушают жизнь взрослого уже человека — мешают ему стать успешным, счастливым, понижают самооценку, вызывают ощущение смутной, без видимых причин тревоги.
Кроме того современное общество, ритм жизни большого города предъявляют свои требования даже к самым маленьким. Прежде всего, дети испытывают огромную информационную нагрузку — полезная, нужная, но и сложная информация смешивается с потоком самого разнообразного «мусора» из интернета, СМИ, который ребенок не умеет отфильтровать, разделить на нужное, не нужное и откровенно вредоносное. Чтобы стать успешным ребенку приходится много учиться, посещать всевозможные студии и кружки, курсы иностранных языков и многое другое. И одновременно ребенок познает себя — старается определить свои сильные и слабые стороны, понять кто он и что из себя представляет.
Не всегда просто складываются отношения со сверстниками, сложности адаптации в школе, неумение постоять за себя, сказать «нет» — распространенная проблема. Конфликты между взрослыми в семье, неполная семья, соперничество между братьями и сестрами (сиблинговое соперничество) — лишь малая часть сложностей с которыми приходится сталкиваться современным детям.
Детская психотерапевтическая группа, прежде всего, помогает не накапливать обиды и психотравмы, не вытеснять их в подсознание, а вовремя и в адекватной, социально приемлемой форме переживать, прорабатывать их с наименьшими последствиями для психики. В группе дети повышают самооценку и стрессоустойчивость, учатся любить и уважать себя, приобретают навыки общения, которые пригодятся на всю жизнь. Группа помогает справится с проблемами, дает ребенку ощущение единства и поддержки. Кроме того, психотерапевт учитывает индивидуальные особенности и потребности каждого участника группы, строит занятие соответственно этим потребностям.
Натарова Кира Александровна
Натарова Кира Александровна