«Группы смерти»: как спасти ребенка от суицида
Все чаще в СМИ и интернете появляются истории о том, как очередной подросток покончил с жизнью. При этом выяснялось, что он состоял в так называемой «группе смерти». Где неизвестные раздавали детям задания, главная цель которых - довести ребенка до самоубийства.
Журналист Академ Онлайн поговорила с Кирой Александровной Натаровой, психотерапевтом, кандидатом медицинских наук, о том, на что в поведении ребенка стоит обращать внимание родителям, чтобы не допустить трагедии.
Журналист: Кира Александровна, сегодня все чаще появляется информация о закрытых «группах смерти» для подростков. На Ваш взгляд, что привлекает детей в подобных сообществах и почему они вступают в них?
Кира Александровна: В подростковом возрасте эмоциональный фон очень высокий, что, в свою очередь вызвано высоким гормональным фоном, гормональными колебаниями. Накал эмоций силен, что требует определенного выхода - сильных впечатлений. А что может вызвать более сильную гамму чувств, чем смерть и любовь? Все, что можно назвать роковым, страшным, страстным, загадочным - это привлекает подростков, плюс желание «быть не как все». А в закрытых группах всего этого можно получить с лихвой. Страха перед смертью нет, потому что еще нет понимания ценности жизни. Все представляется некой игрой, триллером. И извечная уверенность человека, что самое худшее может случиться с кем угодно, но не с ним.
Журналист: Говорят, что руководители подобных групп зомбируют детей (к примеру, в оной из групп детей просили просыпаться всегда в 4 часа утра), как это влияет на поведение подростка?
Кира Александровна: Зомбирование - это определенная психологическая обработка. Строгие правила и границы со временем лишают человека индивидуальности, снижают волевые побуждения. При соблюдении таких правил вырабатывается определенная привычка подчиняться - играть по чужим правилам. Сегодня позволил чужаку распорядиться твоим режимом, завтра вполне естественным покажется, что он распоряжается твоей жизнью.
Журналист: Могут ли родители заметить изменения в ребенке? И если да, то на что стоит обращать внимание?
Кира Александровна: Изменения заметить можно, но для этого в семье должна быть действительно теплая, доверительная обстановка. Ребенок много времени, больше, чем обычно, проводит за компьютером, у него меняется словарный запас (это очень важный признак и при вербовке в террористические организации и в секты) - в речи появляются фразы и выражения мрачного содержания, рассуждения о смерти, часто может возникнуть ощущение, что ребенок говорит заученными, не своими фразами. Подросток становится замкнутым, мрачным, все больше отдаляется от родителей и прежних друзей. Но эти признаки могут быть малозаметными, и, повторюсь, только доброжелательная обстановка и искренний интерес родителей способствуют их выявлению.
Журналист: Можно ли дать характеристику тем детям, которые попадают в прямую зависимость от таких групп?
Кира Александровна: Дети в такие группы попадают разные, но общие тенденции все же есть. Чаще всего это ребята, не получающие дома внимания, либо напротив настолько задавленные любовью, что решают распорядиться хотя бы своим правом на смерть, если все остальное уже под контролем. Но, в любом случае, это лица с низкой самооценкой, не самодостаточные, психологически незрелые, нуждающиеся в значимой фигуре. Склонные к депрессиям, уходам в себя, тревожные, мнительные.
Журналист: Как может сказаться на психике ребенка участие в подобных группах? (при условии, что родители заметили все на ранней стадии и наоборот, когда ребенок уже сильно втянулся)
Кира Александровна: Естественно, чем раньше приняты меры, тем лучше. Последствия зависят от состояния психики до попадания в подобную группу, от той причины, что побудила в нее вступить. Для некоторых это остается просто ничего не значащим эпизодом, кого-то же меняет навсегда по типу пребывания в тоталитарной секте.
Журналист: Как можно «вытащить» ребенка из такой группы?
Кира Александровна: «Вытащить» можно. В первую очередь необходимо создать доверительную атмосферу, принятие ребенка таким, как он есть, без попреков и желания переделать. Следует обратиться к грамотному психотерапевту, возможно, понадобится курс семейной терапии, потому что корни такой проблемы, чаще всего, лежат в семье. Важную роль может играть подключение родственника или друга семьи, который является для подростка авторитетом. Тут все индивидуально и лучше все-таки незамедлительно обратиться к специалистам, чтобы (даже если подросток не хочет участвовать в процессе терапии) разработать тактику поведения и спасения (именно спасения) данного конкретного подростка.
Натарова Кира Александровна - кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт, детский психиатр.