Некоторые механизмы формирования здорового образа жизни

Некоторые механизмы формирования здорового образа жизни
Здоровье — это вершина, на которую
человек может подняться сам
Народная пословица

Здоровый образ жизни — это такое поведение чело­века, которое реализуется через сформированные стере­отипы мышления и поведения, обеспечивающие его де­ятельность, способствующую достижению гармонии с собой и миром для максимального использования зало­женного природой потенциала. Здоровый образ жизни позволяет обеспечить физическое, социальное, духов­ное, эмоциональное и интеллектуальное здоровье, легко адаптироваться к изменяющейся внешней среде.
 

Критерии оценки здорового образа жизни:

 
  • отсутствие хронических заболеваний;
  • высокий уровень достигнутого физического и нер­вно-психического развития;
  • стабильное состояние основных систем организма — нервной, иммунной, эндокринной, дыхательной, сер­дечно-сосудистой, выделительной и т.д.;
  • высокая степень сопротивляемости организма внешним воздействиям.

Здоровый образ жизни закладывается в 3 этапа, и это является базовыми механизмами формирования здоро­вого образа жизни:

 

  • здоровые родители до зачатия;
  • нормально протекающие беременность и роды;
  • адаптивное вскармливание и воспитание: грудное вскармливание 12—24 мес, формирование стереотипов мышления и поведения здорового человека.

 

  1. Здоровье родителей до зачатия играет существенную роль в формировании физического здоровья. Так, дети отцов, куривших до зачатия, имеют склонность к формиро­ванию химических зависимостей в 3—4 раза чаще, чем сверстники, дети некурящих отцов, у них снижен имму­нитет, они чаще болеют и отстают в развитии. Курение матери до зачатия и во время беременности, в том числе
    пассивное, приводит к рождению ослабленных детей с по­ниженной массой тела. такие дети отстают в физическом, интеллектуальном развитии.

Употребление алкоголя, наличие хронических забол­еваний (в том числе передающихся половым путем), стрессы и переутомления у родителей до зачатия нега­тивно влияют на состояние материнской яйцеклетки и отцовского сперматозоида и являются негативными  факторами риска здоровья будущего человека. Здоровые родители могут зачать здорового ребенка.

  1. Протекание беременности и родов непосредственно влияет на физическое и психическое развитие ребенка. «У беспокойной матери рождаются беспокойные дети. У спокойной матери рождаются спокойные дети» — этому народному изречению сотни лет и оно основано на много­ тысячных наблюдениях. Тревоги и волнения матери во время беременности сопровождаются повышенным тонусом матки, что способствует кислородному голоданию ребенка и как следствие у детей страдает, в первую очередь, развитие головного мозга. Дети после рождения растут беспокойными, крикливыми, очень чувствительны к из­менениям метеорологических условий, часто болеют. На течение беременности и здоровье ребенка оказывают су­щественное влияние следующие факторы: хронические
    заболевания матери, негативные стрессы, тревоги, переутомление, употребление химически активных веществ никотин, алкоголь, наркотики и др.). В России количество нормальных родов на протяжении последних 10 лет ниже 40%, так, в Новосибирской области в 2009 г. количество нормальных родов составило 25,1%. При нормальном ведении беременной в женской консультации и адекват­ной ее подготовке к родам количество нормальных родов, при реально существующем состоянии физического и психического здоровья беременных женщин, может со­ставлять 65—70%. Большая часть причин, приводящих к патологии беременности и родов, успешно поддается про­филактике и лечению. Так, при психотерапевтической подготовке беременных с угрозой развития гестоза (токси­коза) их количество снижается до 3—5%. Показатель гестозов в РФ за последние 10 лет держится на уровне 17—23%, а по некоторым субъектам РФ превышает 30% (Новосибирская область: в 2009 г. 32,2% беременных жен­щин страдали гестозом). Успешно поддаются профилак­тике и лечению у беременных такие состояния, как невро­зы, гипертоническая болезнь, вегетососудистая дистония, язвенная болезнь, угрозы прерывания беременности, пре­дупреждаются нарушения родовой деятельности. Нор­мально протекающие беременность и роды способствуют рождению здорового человека.
  2. Эксперты ВОЗ считают, что нормальным считается длительность грудного вскармливания 12—24 мес. жизни ребенка. В России количество таких детей не превышает 10%. В Новосибирской области в 2009 г. на грудном вскармливании с 6 до 12 мес. находилось 38,7% детей. По физическому состоянию здоровья 95% матерей-россиянок способны кормить грудью своих детей до 12 мес. Причи­нами отказа матери от грудного вскармливания являются отсутствие установки на грудное вскармливание, отсутст­вие чувства ответственности за здоровье малыша, стрессы, переутомление, неподготовленность молочной железы к грудному вскармливанию. Проблема грудного вскармли­вания успешно решается при подготовке беременной к родам в женской консультации при качественной пси­хопрофилактической и психотерапевтической работе.

За поведение человека, в том числе эмоциональное, ответственна система знаний, навыков, убеждений и идентификаций. Эта информация преимущественно за­кладывается в процессе воспитания-обучения. Данное положение дает возможность при неадаптивном воспита­нии использовать механизмы перевоспитания, для взрос­лых — преимущественно самоперевоспитания. Процесс запуска эмоций, нового поведения, как правило, произ­вольный, т.е. зависит от самого человека. Думать о хоро­шем или плохом — выбор самого человека. И этот выбор зависит от воспитания. Оптимистами и пессимистами не рождаются — выбор поведения сформирован в процессе воспитания и проявляется как социальный навык. Каж­дый человек рождается мудрым: ребенок мокрый и го­лодный беспокоится, плачет. После того, как его покор­мили и перепеленали, успокаивается, и после этого не вспоминает о дискомфорте, хотя память о прошедшем событии есть, и не думает, что снова будет плохо, так как нет таких стереотипов мышления — это и есть мудрость. Многие взрослые живут по шаблону — зачем ждать пло­хого, если об этом можно подумать уже сейчас и почувствовать себя больным» формируется точно так же, как навык успешно­го и здорового человека, этот процесс зависит от среды воспитания. Народная мудрость гласит: «С кем пове­дешься, от того и наберешься» или «Яблоко от яблони падает недалеко». Основные механизмы научения — вос­питания — перевоспитания — самоперевоспитания: по­дражание, рефлексы-импринты, оперантное, викарное, интеллектуальное, волновое.

При адаптивном воспитании ребенок в 1,5—2 мес. уже проявляет беспокойство перед дефекацией и мочеиспу­сканием, требуя помощи родителей. Навык опрятности начинает формироваться с момента рождения. При не­адаптивном воспитании дети в 1,5—2 года продолжают оправлять естественные надобности в памперсы. Адаптив­но воспитанный ребенок в 3 года легко идет в детский сад и остается здоровым. Такой ребенок приучен к режиму детского сада — привык вставать и ложиться с учетом рас­писания, в том числе в выходные дни и во время отпуска родителей, легко остается без папы и мамы с другими взрослыми на несколько часов; умеет общаться со сверст­никами; знает, куда его поведут и чем он там будет зани­маться; умеет раздеваться и одеваться; накрыть на стол, поесть и прибрать за собой; самостоятельно собирает иг­рушки. Для ребенка с неадаптивным воспитанием посе­щение детского сада является серьезным стрессом и как результат — эмоциональное перенапряжение со срывом на уровне иммунной системы и появление насморков, бронхитов или обострение хронических заболеваний.

Такие проявления в поведении человека, как трудо­любие, усидчивость, целеустремленность, самостоя­тельность, инициативность, ответственность, самомо­тивация являются продуктом социального навыка, фор­мируются с первых часов жизни и могут развиваться, сохраняться, поддерживаться на протяжении всей жиз­ни. Употребление никотина, алкоголя, тревожность, пе­реедание, малая двигательная активность также являют­ся феноменами, созданными социальной средой.

 

При наличии проблем со здоровьем у родителей до зачатия и проблем, связанных с беременностью и рода­ми, требуется длительная реабилитация ребенка и до­полнительная ответственность ложится на третий этап — грудное вскармливание и адаптивное воспитание.

Перемены в жизни, как положительные, так и отри­цательные требуют изменений в поведении, адаптации к новым условиям и вызывают напряжение. Часть людей с детства воспитывается со стереотипами мышления на сохранение собственного здоровья. Такие люди спокой­ны, легко и быстро решают проблемы, успевают восста­новиться за время ночного сна, много двигаются, уме­ренно едят, полностью исключают употребление алко­голя, никотина и других психически активных веществ и имеют крепкое здоровье. Таким людям необходима информация о профилактической работе по сохране­нию здоровья. На уровне народной мудрости такое по­ведение определяется пословицами: «Утро вечера мудренее», «На каждый роток не накинешь платок», «Под лежачий камень вода не течет», «Береги честь и здоровье смолоду, а платье снову».

Другая часть людей воспитана/обучена с детства на са­моразрушение. Такие люди тревожны, при возникнове­нии проблем усиливают свою тревогу, не успевают восста­новиться за время ночного сна, мало двигаются, перееда­ют, употребляют никотин, алкоголь, другие психоактив­ные вещества и часто болеют. Для помощи таким людям необходимы перестройка сознания, расширение старых стереотипов мышления в отношении представлений о собственном здоровье, формирование ответственности за собственное поведение. Этой группе людей необходима, в первую очередь, психотерапевтическая и психологическая помощь. В их сознании необходимо формировать основ­ные положения здорового образа жизни:

  • умение сохранять спокойствие, предупреждать и эффективно снимать эмоциональное напряжение;
  • соблюдение режима сна, отдыха, труда;
  • полноценное, рациональное питание;
  • достаточная для конкретного человека двигатель­ная активность;
  • закаливание;
  • полное исключение употребления психически ак­тивных средств (алкоголь, никотин, наркотики).

Адаптивно воспитанные и эмоционально устойчи­вые люди легко и быстро изменяют свое отношение к изменяющейся среде, успешно решают проблемы. Для повышения уровня адаптивности требуются специаль­ные знания и навыки. Эти знания и навыки дают такие медицинские специальности, как психотерапия и меди­цинская психология.

 

Статья подготовлена: Порошина Владислава Леонидовна -врач- психотерапевт


Последние события

С 17 октября по 5 декабря 2024
3000 рублей одно занятие
Два подхода в дном! Уникальная группа, сочетание двух действенных направлений: гипнотерапии, как инструмент и когнитивно-поведенческой психотерапии, как метод. Это интеграция и взаимообогащение двух самых эффективных методов современной психотерапии.
с 27 октября по ВС с 13.00 до 15.30
2 000 руб
Целью группы является поддержка подростков в процессе непростого, но увлекательного периода взросления.Эта группа не только обучает жизненным навыкам, но и делает подростков более уверенными и счастливыми, развивает навыки строить, здоровые отношения с окружающими.
Диагностика позволяет психологу оценить различные аспекты психологической готовности ребенка к школе, такие как эмоциональная стабильность, социальные навыки, уровень самостоятельности, способность к адаптации, мотивация к обучению и др.

Telegram
WhatsApp