Постковидный синдром! Что с этим делать?
В 2020 году мир узнал о новой инфекции – короновирусной, с которой ранее не встречался. С ней столкнулся каждый житель на планете: кто-то на прямую – переболев и не один раз, а кто-то косвенно – когда человек видел как болеют его родственники, знакомые. И никто не мог подумать, что эта инфекция может иметь такие серьезные последствия для здоровья, как физического, так и психического. Ученые выяснили, что данный вид вируса является нейротропным, то есть влияющим на нейроны головного мозга и нервной системы. Так, многие люди, ранее не жалующиеся на качество памяти и концентрацию внимания, теперь стали замечать проблемы в этих психических явлениях, которые оказывают огромное влияние на работоспособность и продуктивность деятельности.
Сейчас немного подробнее расскажем о познавательных процессах нашей психики (память, внимание, мышление).
Внимание – это способность сосредотачиваться на определенных объектах окружающих нас и отвлекаться от других, менее значимых на данный момент. Внимание – самый важный познавательный процесс. Его также называют сквозным процессом, так как оно участвует в функционировании всех познавательных процессов. Например, человек не сможет запомнить стихотворение, если он попутно еще смотрит телевизор, играет в компьютерную игру и пылесосит, так как он не сосредоточен на одном целенаправленном действии. Основными нарушениями внимания являются утомляемость (быстрое возникновение усталости), рассеянность, отвлекаемость. Рассеянность – это неспособность сосредоточиться на определенном действии. А отвлекаемость - непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Она возникает, когда появляется новый объект или какое-то действие происходит неожиданно. Так, утомляемость проявлялась у 58% людей, перенесших коронавирус (1).
Память – это способность запоминать, сохранять и воспроизводить раннее усвоенный материал. Без памяти никак не смогут работать наши мышление и интеллект. Конечно же, память и внимание тесно связаны. Если человек не сосредоточен, то не может вспомнить или запомнить важный для него материал, о чем говорилось в примере, написанном выше. Мышление – опосредованное отражение предметов и явлений окружающей действительности, которое человек выражает в форме суждений, умозаключений. После коронавируса этот познавательный процесс работает медленнее. Например, нарушения памяти и мышления встречались у 21% испытуемых, принявших участие в исследовании, направленном на изучение работы познавательных процессов после перенесенного коронавируса (1). Многие отмечают трудности в освоении нового и способности вспомнить прошлое, ранее усвоенное. Из-за возникновения проблем с познавательными процессами появляются тревожность, депрессивные состояния и др. Но нарушения, возникшие после перенесенного заболевания, можно исправить.
Как вы понимаете, познавательные процессы участвуют в любой деятельности, какой бы человек не занимался и влияют на успешность ее выполнения. Поэтому мы создали программу по восстановлению познавательных процессов на основе нейропсихологических методов. Нейропсихология – молодая наука, которая помогает обучить и восстановить когнитивные процессы (память, внимание, мышление). Ее методы основаны на систематическом и регулярном выполнении специальных упражнений, которые помогают образовывать новые нейронные связи в головном мозге. Новые нейронные связи улучшают работу познавательных процессов. В скором времени мы собираемся запустить индивидуальные и групповые занятия по восстановлению познавательных процессов.
Поэтому, если вы переболели коронавирусом и отмечаете у себя нарушения, о которых мы рассказали, то приглашаем вас принять участие в нашей коррекционно-восстановительной программе. Нейропсихолог в Новосибирске поможет в решении данных проблем.
В заключении, хотелось бы сказать, что новая коронавирусная инфекция оставила значительные последствия после себя на психике, в частности, на познавательных процессах и эти последствия можно исправить, записавшись на нашу коррекционно-восстановительную программу.
Айрапетова Мария Вадимовна - Нейропсихолог, клинический психолог