Психология денег

Психология денег
Знаете ли вы, что деньги – штука весьма символичная? Наша психика наделяет их различными скрытыми смыслами. И немаловажно эти смыслы осознавать, для того чтобы понимать, что помогает, а что мешает нам зарабатывать. Рассмотрим, какое же значение в столь желанных, а порой ненавистных деньгах может заключаться. 

Деньги, как известно, являются эквивалентом труда. Посредством них становится возможным удовлетворение потребностей и получение удовольствия в социально приемлемом варианте. Деньги прокладывают дорогу не только первичным желаниям (еда, секс), но и способствуют реализации так называемых вторичных желаний, таких, как любовь и признание со стороны окружающих, власть и влияние. Сегодня деньги приобрели в рамках трудовых отношений статус основного представителя принципа реальности – чтобы выжить необходимо работать и зарабатывать деньги. В то же время деньги стали не только «мерилом работы», но и мерой личностного и профессионального роста.

Деньги насыщены скрытыми смыслами и чувствами. Вот некоторые типичные смысловые и психологические эквиваленты денег:
  • получение денег = признание, одобрение, возможность реализовать желания, ощущение обязательства перед тем, кто их вручил, стыд;
  • наличие денег = взрослость, сила, тяжесть и желание избавиться от них, чувство инаковости (у окружающих денег нет); 
  • отдача денег = освобождение, искупление, получение ресурсных переживаний (например, возможность благотворительности), снижение самооценки, агрессия, формирование зависимости получателя; 
  • отсутствие денег = бессилие, инфантильность, зависимость, свобода, состояние постоянного упрека окружающим.
Таким образом, деньги - их наличие, избыток, недостаток, отсутствие – всегда для каждого человека будут означать что-то свое. Они становятся в разных контекстах выражением наших скрытых психических конфликтов.

Заметим, что деньги в российской ментальности загружены чувством вины: сотрудник редко может адекватно сказать, сколько стоит его работа, а требование повышения зарплаты порой зависит от того, сумеет ли работник «продавить» чувство вины руководителя. 

Сегодня сумма вознаграждения и качество труда вовсе не прямо пропорциональны. Повышение зарплаты не всегда ведет к повышению уровня труда, а даже, наоборот, может его снизить, т.к., например, подчиненный может воспринять повышение зарплаты как подачку и нежелание обсуждать накопившиеся проблемы. 
За последнее время появилось немало коллективов, где получение максимального количества денег стало ведущим мотивом деятельности. И большой плюс такого положения дел в том, что такими коллективами достаточно легко управлять.

Итак, немаловажно осознавать, какой смысл мы вкладываем в деньги, а точнее в их получение и трату. Эти скрытые смыслы прямой дорогой ведут нас к нашим внутрипсихическим конфликтам, связанным с беззознательным чувством вины, агрессией. Именно эти нерешенные конфликты определяют наши переживания, самочувствие, жизненную позицию и в итоге наше место в социуме. Решить многие проблемы, в том числе и финансовые, человек может через осознание своих глубинных переживаний. Иногда это сложно осуществить самостоятельно и тогда на помощь приходит психоанализ.
 
Кроме того, деньги могут быть эффективным средством управления персоналом. Руководителю для грамотного и умелого управления кадрами важно понимать, какие скрытые смыслы заложены в деньгах лично для него и его персонала.


Елена Янченко – психолог, психоаналитик

Полезная литература:
Дубейковская Я.С. "Стоп. Кадры!"
Менегетти А. "Практика лидерства"
Фрейд З. "Неудовлетворенность культурой"
Фрейд З. "Психология масс и анализ человеческого Я"


Последние события

С 17 октября по 5 декабря 2024
3000 рублей одно занятие
Два подхода в дном! Уникальная группа, сочетание двух действенных направлений: гипнотерапии, как инструмент и когнитивно-поведенческой психотерапии, как метод. Это интеграция и взаимообогащение двух самых эффективных методов современной психотерапии.
с 27 октября по ВС с 13.00 до 15.30
2 000 руб
Целью группы является поддержка подростков в процессе непростого, но увлекательного периода взросления.Эта группа не только обучает жизненным навыкам, но и делает подростков более уверенными и счастливыми, развивает навыки строить, здоровые отношения с окружающими.
Диагностика позволяет психологу оценить различные аспекты психологической готовности ребенка к школе, такие как эмоциональная стабильность, социальные навыки, уровень самостоятельности, способность к адаптации, мотивация к обучению и др.

Telegram
WhatsApp