Специфика идентичности и я- концепции клиентов с биполярным аффективным расстройством
Данная статья рассматривает вопросы изменения идентичности и Я-концепции лиц с аффективным биполярным расстройством. Показано, что, как и при других хронических заболеваниях при возникновении БАР разрушается Я-концепция и идентичность человека. Учитывая, что идентичность представляет из себя динамическую систему, возникающую в непрерывном процессе взаимодействия с социальным окружением, интеграция диагноза, опыта различных состояний, потеря социального и профессионального функционирования требуют направленной психотерапевтической работы по реструктуризации Я-концепции и идентичности.
Биполярное расстройство характеризуется периодами острых маниакальных симптомов и (во многих случаях) периодами депрессии, во время которых страдающий думает, чувствует и ведет себя так, как это нехарактерно для его «Я» вне эпизода. Проявляется модульная Я-концепция, в которой ключевые аспекты «Я», как правило, организованы как полностью положительные или полностью отрицательные [5]. В дополнение к проблеме, возникающей из-за этих переживаний, сложных самих по себе, проживания ставят людей с биполярным расстройством перед более тонкой проблемой, связанной с самостью и идентичностью.
В частности, люди с биполярным расстройством имеют набор черт, которые приводят к неоднозначным последствиям. С одной стороны, эти личностные свойства связаны с повышенным риском расстройства, с другой – с повышенным риском рецидива. При этом, те же самые черты могут приводить к положительным результатам и способствовать развитию ценных характеристик, связанных с собственным «Я». Это создает уникальную проблему идентификации для человека с биполярным аффективным расстройством (БАР).
Биполярное аффективное расстройство связано с высокой вероятностью значительных нарушений во всех сферах жизни, что особенно выражено при раннем начале биполярного аффективного расстройства [1].
Во-вторых, важным аспектом выступает влияние БАР на жизнь клиентов.
Третьим аспектом выступают проблемы развития чувства собственного достоинства и идентичности в условиях преодоления БАР.
Как причины возникающих проблем в развитии чувства собственного достоинства и идентичности мы можем отметить такие переживания как: замешательство, неуверенность в себе, сложности с самопринятием, противоречивость.
Раскроем выделенные процессы подробнее.
- Влияние на отношения. Данный процесс содержит информацию о том, как проявление БАР повлияли на взаимоотношения с другими людьми (в семье, в интимных отношениях, дружеских отношениях). Достаточно часто клиенты отмечают, что уровень семейной поддержки напрямую зависит от принятия и понимания БАР членами семьи. Многие говорят, что первичная реакция была очень негативной, однако если члены семьи получали необходимое психообразование и информацию о болезни, то находили в себе силы справиться с трудностями и усиливать близость. На отношения с друзьями и сверстниками в первую очередь негативное влияние оказывали перепады в настроении клиентов и соответствующее им поведение. Многие обозначали, что дружеские отношения стали хуже. Помогало в сохранении отношений объяснение причин своего поведения окружающим. Самое сложное влияние наблюдалось в отношениях с интимными партнерами. Чаще всего следствием актуализации БАР становилось расставание с интимным партнёром. В том числе некоторые клиенты говорили о сознательном решении не подпускать близко никого чтобы не пережевать отвержение и потерю отношений.
- Определения себя другими. Отношения со стороны окружающих к людям с БАР можно описать как проявление жалости, осуждения, стыда, смущения и др. Клиенты подчеркивают, что родственники достаточно часто испытывают неловкость и смотрят на них как на «паршивую овцу» или «позор».
- Воздействия БАР на жизнь клиентов. Важно отметить, что БАР снижает способность человека к последовательности в реализации жизненного плана, что приводит к прерыванию образования или профессиональной деятельности. Часть клиентов указывают на то, что они потеряли карьеру. Отметим, что практически все клиенты с БАР говорят о том, что они проживают ощущение неконтролируемости жизни и испытывают сложности с целенаправленной и последовательной реализацией жизненного плана. Проявляющиеся симптомы как в период мании, так и в период депрессии не давали концентрироваться на задуманном и приводили к срывам. Кроме того проявления болезни влияют на производительность и невозможность продолжать работу, даже несмотря на лояльность работодателей.
- Проблема развития чувства собственного достоинства и идентичности в условиях преодоления БАР. Выше мы уже обозначали трудности, с которыми сталкиваются пациенты с БАР в процессе развития чувства собственного достоинства и идентичности: замешательство, неуверенность в себе, сложности с самопринятием, противоречивость.
- Настроение как определяющий центральный фактор приводит к развитию разных, иногда очень противоречивых состояний и нарушения самоопределения.
- Возникают сложности дифференциации «Я» и болезни, что приводит к путанице самоопределения и определения настоящего «Я».
- Вышеперечисленные параметры формируют плохо развитое самоощущение и отсутствие интернализации (многие воспринимают себя в разных эмоциональных состояниях как различные личности).
- Самооценка личности с БАР связана с негативным восприятием себя и сниженной интеграцией аспектов своего опыта.
- Межличностный опыт так же влияет на самоощущение и формирование самооценки клиентов с БАР как людей которых осуждают, стыдятся. Часто такое отношение приводит к отказу от выстраивания близких отношений для избегания разочарования и потерь.
- Жизненная траектория как правило характеризуется нестабильностью, разрывами отношений, прерыванием образования, сложностью выстраивания карьеры.
Библиографический список
- Зяблов В. А. Аффективные расстройства с биполярным континуальным течением в юношеском возрасте: клинико-психопатологическое, клинико-катамнестическое, клинико-патогенетическое исследование: дисс. ... канд. мед. наук: Москва, 2020. 255 с.
- Erikson, E. H. Identity and the life cycle: Selected papers. Psychological Issues, 1959; 1, 1–171.
- Harter, S. The development of self–representations during childhood and adolescence. In M. R. Leary & J. P. Tangney (Eds.), Handbook of Self and Identity, 2003; (pp. 610–642). New York: Guilford.
- Inder M.L., Crowe M.T., Moor S., Luty S.E., Carter J.D., Joyce P.R.. "I actually don't know who I am": the impact of bipolar disorder on the development of self. 2008 Summer;71(2):123-33. doi: 10.1521/psyc.2008.71.2.123. PMID: 18573034.
- Ironside M.L., Johnson S.L., Carver C.S. Identity in bipolar disorder: Self-worth and achievement. J Pers. 2020; Feb;88(1):45-58. doi: 10.1111/jopy.12461. Epub 2019; Feb 13. PMID: 30714166; PMCID: PMC6679801.
Романова Наталья Викторовна - Клинический психолог, гештальт-терапевт