Выход есть всегда
Специалистам в сфере психологии доподлинно известно, что вторичные психологические выгоды есть от любого невротического состояния. Но зачастую иначе дело обстоит с клиентами. Ведь казалось бы - где логика? Человек пришел избавиться от проблемы, платит за это деньги - о какой выгоде речь? Я часто слышу от клиентов фразу: "Ну какая выгода? О чем Вы говорите? Я уже не могу с этим жить, мне так тяжело!" и т. д. И чем более яростно отстаивается позиция, тем более ясным становится, что выгода существенная. Приведу в этой статье лишь одну категорию таких "выгодных состояний", ту с которой часто приходится сталкиваться.
Речь пойдет о "жертве". Клиенты с подобным видом вторичной выгоды, как правило, обращаются в состоянии существенной декомпенсации, они истощены и физически и морально, испытывают серьезные проблемы. - такие как выраженное понижение настроения, нарушения сна. И "приношение себя в жертву" началось за много лет до того как пришлось обратиться за помощью. К примеру: мать семейства - милая, замечательная женщина. Живет интересами членов семьи, знает все их нужды и чаяния, старается с максимальным комфортом устроить быт своих близких: белье всегда выглажено, полы чистые, обеды сварены (питанию семьи такие клиентки зачастую придают сверхценное значение - перемена блюд, затейливые рецепты.) Они точно знают раписание занятий и спортивных секций детей, сидят в первых рядах на соревнованиях, награждениях, выступлениях - всегда оказывают достаточное количество поддержки.
К недостаткам (порой вопиющим!) мужей такие клиентки относятся снисходительно - всегда готовы подставить плечо или полностью взять ответсвенность на себя. Забыл подарить подарок на восьмое марта? Ничего страшного - подумаешь, мы же столько лет вместе, бюджет все равно общий. Проводит выходные с друзьями? Да, не приятно, но его можно понять - он напряженно работает, нуждается в отдыхе, смене обстановки. Члены семьи не моют за собой посуду? Да ладно, я все равно быстрее и качественнее это делаю - список можно продолжать до бесконечности.
При этом женщина может пахать на трех работах, помогать престарелым родственникам и еще где-то и чем-то жертвовать, жертвовать, жертвовать...
Когда спрашиваешь собственном развитиии, развлечениях, путешествиях, отдыхе - получаешь в ответ недоуменный взляд - А когда мне? Вы о чем вообще? Ну вот всей семьей три года назад на Алтай ездили, правда младший там затемпературил, но у меня всегда аптечка с собой.
И вот так бесконечно живя интересами близких и любимых человек утрачивает себя. Есть интересная особенность в беседах с такими клиентками - получаешь массу информации о членах семьи, начинает казаться, что знаешь их лично, а вот о самой клиентки информации крайне мало. Создается впечатление, что этого человека очень мало, он растворился в других людях - ничего индивидуального, ничего личного...
Казалось бы, какие здесь могут быть выгоды? Но, как нистранно, они есть.
Прежде всего - ощущение " Я хорошая". Происходит подкрепление низкой самооценки - нет изначальной уверенности в своей "хорошести", а так трудами и делами получаются неоспоримые доказательства.
Ощущение собственной значимости по типу: Ну куда они без меня! Даже не знают где их вещи лежат! Обед сами разогреть не могут! Таким образом подкрепляется ощущение востребованности, нужности - снова подкрепление самооценки.
Контроль за членами семьи и теми кто попал в "зону заботы". Да-да! Помогая и вникая "жертва" все знает, все контролирует. Взваливая на себя как можно больше обязанностей, лишает членов семьи самостоятельности, инфантилизирует их. Инфантильного легче контролировать. Подкрепляет себя уверенностью, что что бы ни случилось " все равно к маме прибегут, потму, что мама тот кто не предаст, тот кто поможет."
Часто происходит сброс ответственности за свою жизнь на обстоятельства и заботу о близких: Если бы не эта куча дел и забот, я бы путешествовала, занималась спортом, ваяла из глины, учила японский язык и каждые выходные прыгала бы парашюта. А так - нет возможности, слишком много забот. Железное оправдание.
И все бы ничего, но какими жесточайшими депрессиями, тревожными расстройствами начинают страдать такие клиентки когда компенсаторный рессурс заканчивается! Когда "выгода" от позиции "жертвы" уже не удовлетворяет ожиданиям. И шансы на "счастливое будущее" есть, в основном, у тех кто эти выгоды осознал и отказался от них. Тогда еще все возможно - и прыжки с парашюта и японский язык.
Заведующая психотерапевтическим отделением к.м.н Натарова Кира Александровна